Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Болиголов лечит не только опухоли.


Башкирская народная медицина.

Главная - Из истории разных народов. - Башкирская народная медицина.
  
   До последнего времени работы, которая охватыва­ла бы все аспекты народной медицины башкир-корен­ных жителей Урала, не было. В предлагаемой внима­нию читателей книге на основании литературных, ар­хивных данных и собственных исследований автор в обобщенной форме излагает материалы по народной медицине башкир конца XIX — начала XX в.
   Здесь нашли освещение народные представления о причине и сущности заболевания, общие принципы ле­чения и ухода за больными, средства и методы лечеб­ного воздействия, народная санитария и гигиена, меди­ко-гигиенический фольклор. Автор рассматривает на­родную медицину башкир с позиций современной меди­цинской науки, раскрывая ее положительные и нега­тивные стороны.
В народной медицине башкир, как и у других на­родов, наряду с положительными сторонами, много, архаичного, связанного с суеверием и невежеством, не­рационального, а подчас могущего нанести вред здо­ровью. Поэтому данная книга ни в коей мере не явля­ется справочным пособием для лечебной практики. Она предназначена медработникам Башкирии и окажется полезной в целях санитарного просвещения, борьбы за здоровый образ жизни, искоренения вредных привычек и обычаев, атеистической пропаганды.   Оригинальные и самобытные моменты эмпирической медицины башкир могут заинтересовать ученых-медиков и как возможный источник по изысканию новых лекарственных средств и мер профилактики. Книга может послужить пособием для студентов мединститута и медучилищ республики при изучении краевой медицины.
   Изложенный материал не претендует на полноту освещения всех аспектов изучения народной медицины башкир. Эта работа должна быть продолжена.
    До Великой Октябрьской социалистиче­ской революции Башкирия была одной из от­сталых национальных окраин царской Рос­сии.   Бедность, полуголодное существование, отсутствие организационной медицинской по­мощи вели к высокой заболеваемости (Шерстенников Н. А., 1940). В крае наблюдались бесконечные эпидемии натуральной оспы, хо­леры, сыпного тифа. Массовый характер но­сила заболеваемость малярией, трахомой, ту­беркулезом.
    Несмотря на громадную заболеваемость и смертность населения, царское правитель­ство на одного жителя Уфимской губернии в 1913 году для медицинских нужд отпуска­ло всего 54 копейки. Это был, пожалуй, са­мый скромный бюджет среди всех губерний царской России. На огромную территорию Уфимской губернии приходилось всего 143 врача и 342 фельдшера. Практически баш­кирское население было лишено врачебной помощи.
    Активная подвижническая деятельность целого ряда замечательных врачей-энтузи­астов таких, как А. И. Веретенникова, М. В. Вакуленко, X. Г. Атласов, С. Я- Елпатьевский, Я. Н. Соколов, А. Ф. Федоров и др., конечно, не могла повлиять на общие показатели здоровья населения. (Скачилов В. А., 1979).
   Народное врачевание по существу было единственной формой лечебной помощи
   Как и в эмпирическом врачевании, в на­родной гигиене башкир было немало положи­тельного, не противоречащего современной, медицинской науке. Ценным являлись серьез­ный подход к вопросам бракосочетания, вос­питания подрастающего поколения, питания и пр.
    Некоторые стороны народной гигиены за­служивают внимания и в научном плане, а именно изучение конского мяса как продукта, усиливающего выносливость человека к воздействию холода, сыра-курута — полно­ценного продукта, очень удобного для дли­тельного хранения.
    Вследствие суеверий, религиозных пред­рассудков, безграмотности громадного боль­шинства башкирского населения бытовали различные антигигиеничные обычаи и тра­диции. Так наблюдались факты излишества, в питании особенно в период поста (уразы) чрезмерное увлечение крепким чаем, могли вести к распространению отдельных зараз­ных болезней, пользование всей семьей об­щей постелью, одним полотенцем. Санитар­ное просвещение позволит избавиться от вредных обычаев и традиций прошлого, ко­торые, хотя и редко, наблюдаются в настоя­щее время.
   Арсеналом лекарственных средств эмпири­ческой медицины башкир служили, как и у фугих народов, главным образом богатства трех царств природы: растительного мира, жнвотного происхождения и минералы.
    При изготовлении лекарственных форм ме­рой изменения были щепотка, горсть и чай­ная и столовая ложки, стакан и т. д.
    Лечебные средства употреблялись в чистом виде, смеси, растворах, настоях, припар­ках, мазях и т. д. Снадобье, предназначен­ное для внутреннего употребления, как правило, принимались натощак 1—Зраза в день. Однократная доза жидкого снадобья состав­ляла одну столовую ложку, полстакана или стакан. Основой для мазей обычно служили сливочное масло, топленое баранье сало, сметана. Соотношение действующего начала и основы мази чаще всего были 1 чайная лож­ка на 1 столовую ложку основы.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
27.04.2024

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства