Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Из истории ядов в медицине.


Физеотерапия в народной медицине.

Главная - Из истории разных народов. - Физеотерапия в народной медицине.
     Лечение природно-климатическими факторами в народной медицине башкир известно давно. Считалось чрезвычайно полезным пребывание на лоне природы. Выезд на летние кочевья были подлинным праздником для всех от мала до велика. Башкирия весьма богата различными природными лечебными местами, их в настоящее время насчиты вается около 50-и. Любопытно, что многие и них (Аскинские, Ассинские минеральные воды, озера Асылыкуль, Мулдак, знаменитаягора Янган-Тау и др.) были известны коренным жителям (Вахрушев Г. В., 1961)  и  ими пользовались в лечебных целях задолго до их освоения научной медициной.
   Кроме того, в башкирском народе широко практиковалась бытовая физиотерапия применением растений, минеральных вещести средств животного происхождения. Были приняты купания, ванны, припарки, аппликации, укутывание и пр. Указанными процедурами врачевали самые различные недуги-болезни органов дыхания, опорно-двигательного и мышечного аппаратов, лихорадочные состояния и т. д.
     При проведении бытовой физиопроцедуры имелось в виду    рассасывающее, обезболивающее, обеззараживающее, смягчающее действие. Ведущим лечебным началом считалось  влияние теплом. Впрочем, и в современной научной медицине во многих видах физиотерапии большое значение придается воздействию теплом. При   пользовании   растениями, животными средствами рассчитывали и на целебные свойства этих начал. Очевидно, какое-то влияние биогенных факторов имело место. Несомненным была и суггестия (вну­шение).
     Барометром эффективности проводимой физиотерапии считалось потение,— якобы, с потом выходит болезнь. Экспозиция приема лечебных процедур,    в том числе и общих, длилась столько, сколько «позволяет» серд­це. Конечно, для некоторой категории сер­дечных, легочных больных подобная пере­грузка таила в себе серьезную опасность.
     Поскольку вспотевший и разгоряченный человек чрезвычайно чувствителен к фактору переохлаждения, лечение теплом осуществ­лялось преимущественно в летние месяцы. Причем, после лечебной процедуры рекомен­довалось в течение нескольких дней хорошо одеваться. По нашему мнению, этот факт заслуживает внимания. Может быть, именно непедантичным соблюдением данного требо­вания и объясняется отсутствие успеха, а иногда и обострение болезни в части случаев санаторно-курортного лечения с преимущест­венным использованием физиопроцедур, гря­зей, ванн и пр.
    При экземе, почесухе, пиодермии, грибко­вых заболеваниях кожи считалось полезным купание в соленых озерах. Ил этих водоемов в форме аппликаций употреблялся преиму­щественно для лечения болезней костно-суставного аппарата, мышц Среди целебных озер особенно большой популярностью поль­зовался Мулдак Абзелиловского района Баш­кирии. В настоящее время с использованием лечебной грязи этого озера открыт санаторий «Якты-Куль», проводится терапия в лечеб­ных учреждениях г. Магнитогорска.
    Теплом, исходящим из знаменитой горы Янган-Тау, лечили болезни суставов, костей, мышц. Для этого на склоне горы в длину роста человека рыли углубление, в которое помещался больной и, укутавшись, подвер­гал себя тепловому воздействию. Иногда над углублением сооружали шалаш, крытый дер­ном. В наши дни значительные лечебные свойства Янган-Тау подтверждены многолет­ними наблюдениями Г. Н. Терегулова (1955) и др. Созданный санаторий «Янган-Тау» ши­роко известен за пределами нашей республи­ки. В нем ежегодно поправляют свое здо­ровье тысячи больных из всех уголков на­шей необъятной страны.
     На берегах рек и озер народная физио­терапия осуществлялась в теплые солнечные дни (обычно во второй половине мая и июне) в форме растительных припарок. Полагали, что в этот период растения особенно богаты целебными, свойствами. Для растительных припарок использовались различные   травы, листья деревьев, кустарников. Особенно це­нились листья осины. В целях усиления эф­фективности   припарок добавляли   душицу, чабрец, хвою можжевельника. Для приема растительных припарок также в земле дела­лось углубление. На дне его разжигался кос­тер. После сгорания топлива   уголь и зола удалялись, прогретое ложе заполнялось рас­тительной    массой, в   которую    зарывался больной человек. Неприкрытой оставалась лишь голова.
      Растительные припарки иногда делали в домашних условиях, в бане. Для этого употребляемые растения нагревали ли­бо ошпариванием кипятком, либо несколько дней (вплоть до сильного разогревания) вы­держивали в мешке. С использованием этих же растительных начал делали в бочках ванны. 
      Довольно распространенной формой эмпирической физиотерапии было зарывание больного в нагретый солнцем песок по берегам рек и озер. В редких случаях расти­тельные припарки, ванны делали и зимой. При этом использовались высушенные листья, травы.   
      Известны ванны для лечения с при­менением животных начал. При ноющих бо­лях в суставах, костях брали ведро муравь­иной кучи, запаривали горячей водой, затем полученный отвар разбавляйся теплой водой и употреблялся для ванны. Иногда, преиму­щественно в целях теплового воздействия, укутывали больных в шкуры только что за­резанного домашнего животного. Эта форма лечения применялась как крайняя лечебная мера при затянувшихся лихорадочных сос­тояниях, болезнях легких и других органов человека.
     Очень популярным видом физиотерапии являлась и является баня. Существовало убеждение о большой целебности парной.
     При некоторых патологических состояни­ях (локальная головная боль, фурункулы, абсцессы, зубная боль и пр.) бытовая фи­зиотерапия носила ограниченный характер. Например, подогретую древесную золу на­сыпали в мешочек из плотной ткани и при­кладывали на больное место. Подобным же образом пользовались песком, красной гли­ной, поваренной солью, отрубями, зерном. Имело место и применение листьев лопуха, подорожника, распаренного хмеля. Интере­сен способ терапии локальной головной бо­ли. На беспокоящее место делали припарки из хмеля либо наносили несколько капель подогретого масла (обычно топленое масло) и накладывали на несколько часов повязку. В данном случае эффект воздействия, очевидно, объяснялся снятием спазма сосудов или получением отвлекающего влияния.
    Судороги снимали припарками из жгучей крапивы или с помощью ванн с добавлением хвои, веток можжевельника. Хвоя можже­вельника использовалась для припарок и при отеках.
     Детям в случае воспаления легких дела­ли на область груди жировые компрессы. Для этого чистую тряпочку пропитывали подог­ретым каким-либо животным жиром (чаще топленым маслом, бараньим, конским жиром) и клали на грудь. Иногда в этих целях ис­пользовали и нетопленое сало домашних жи­вотных. После чего с помощью полотенца, платка накладывалась фиксирующая повяз­ка.
    Отдельные виды башкирской эмпирической физиотерапии по существу носили рефлек­торный характер. При заболеваниях органов дыхания простудной этилогии считалось по­лезным прогревание подошв стоп. Это осу­ществлялось в форме парения веником в ба­не, либо больной должен был становиться на нагретый камень, песок, кирпич.
     Из природных целебных факторов в на­родной медицине башкир известно еще ис­пользование пещерного воздуха, в частности пещеры Шульган-Таш, именуемой и Каповой пещерой. Здесь обычно лечились лица, стра­дающие приступами удушья, хроническим  насморком, а иногда длительно лихорадящие больные. Лечение осуществлялось следующим образом. Тепло одетые больные в течение 1 — 2 часов в день пребывали внутри пещеры. И так в течение недели и больше. В настоящее время факт наличия целебных свойств пещерного воздуха подтверждается литера­турными данными (Овчарова В., 1983). До­казана эффективность лечения бронхиальной астмы. Учитывая данное обстоятельство, от­крыты лечебницы по спелеотерапии на ку­рорте Цхалтубо на Кавказе, в Закарпатье и Среднем Урале. Если учесть трудности те­рапии аллергических заболеваний дыхатель­ных путей, поиски новых лечебных возможнос­тей, как, например, спелеотерапия, оправда­ны. Впрочем, в периодической печати Баш­кирии уже поднимался вопрос о необходи­мости использования целебных свойств пе­щеры Шульган-Таш (Хажиев Р., 1975). Как известно, пещера Шульган-Таш является уни­кальным памятником эпохи палеолита. По­этому открытие в ней спелеологической ле­чебницы вряд ли целесообразно. Между тем в Башкирии немало других пещер, которые стоит изучить в лечебном плане.
     В народной медицине башкир имел до­вольно значительное распространение мас­саж. Его применяли при опущении органов брюшной полости, кишечной колике, метео­ризме, сердцебиениях и болях в области сердца, связанных с испугом, ломоте в мыш­цах, суставах и т, д.
     Лечебный массаж был обязательным ком­понентом в деятельности костоправа при вправлении вывиха, репозиции отломков кос­ти, помощи повивальной бабки. Массаж осу­ществлялся в форме поглаживания, похло­пывания. В чистом виде он редко применял­ся: либо сочетался с тепловой процедурой, либо с нанесением на массируемый участок животного жира (или намыливанием) и т. Частым компонентом являлась магия — заговоры, заклинания. Массажелечением занимались народные врачеватели, а по отношении к детям — чаще родители, прародители.
     При опущении органов брюшной полости массаж стремились проводить в бане. Разогретая и распаренная область живота массировалась (в форме глубокой пальпации) направлении с нижних отделов брюшной полости к подреберью. После чего на несколько дней накладывалась фиксирующая повязка, дабы удержать приподнятые сместившиеся органы, затем в течение нескольких месяцев не рекомендовалась физическая нагрузка. Врядли подобным образом можно избавиться oт опущения внутренних органов. Скорее всего улучшение состояния больного объяснялось покоем и внушением. Тем не менее по свидетельству старожилов, больные нередко получали облегчение своего состояния.
     Вероятно, такого же генеза механотерапия именуемая «кернэ тартыу». Суть ее такова. Полагали, что упорные головные боли обусловливаются «прилипанием   кожи головы костям» черепа. Следовало ее освободить отэтой   ненормальности. Это   осуществлялось так: врачеватель своими зубами захватывал пучок волос с участка головы больного, где боль была более выраженной, и несколько раз резко подергивал. Больной часто отмечал улучшение.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
25.04.2024

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства