Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Из истории ядов в медицине.


Народные представления о причинах болезней.

Главная - Из истории разных народов. - Народные представления о причинах болезней.
  Целый ряд патологических процессов на­родная медицина башкир объясняла с пози­ций стихийного материализма. Об этом хо­рошо свидетельствует народная мудрость, в частности, пословицы и поговорки. Так, до­вольно много заболеваний связывали с раз­личными нарушениями в питании — голод, недоедание, поспешность в приеме пищи, пло­хое прожевывание, злоупотребление алко­гольными напитками, несоблюдение чистоты, употребление недоброкачественной пищи и т. д.
  Знали о заразных болезнях (йорошло ауырыу). Последние могли быть вызваны при контакте с больным человеком, через пи­щу, питьевую воду, грязные руки. Заболева­ние легких, почек, опорно-двигательного ап­парата, женских гениталий, пиодермию и др. обычно объясняли переохлаждением. Пола­гали, что по сравнению с другими больше подвержены переохлаждению грудные дети, женщины в дни менструации и последние недели беременности, роженицы, родильни­цы, а также престарелые; что переохлажде­ние нередко ведет к более серьезным прос­тудной «этиологии» заболеваниям.
  Для престарелых наиболее опасным и ко­варным считали весенний и осенний холода, нередко обусловливающие тяжелые формы воспаления легких с печальным исходом.
   По сравнению с другими участками тела переохлаждение через подошвы ног чаще заканчивается значительным    расстройством .доровья. По суждению башкир-аксакалов, лица разгоряченные, вспотевшие при некоторых обстоятельствах также могут подверг­нуться сильному переохлаждению. Скажем, если указанные лица употребят вскоре в значительном количестве холодные напитки — воду, кумыс, квас, бузу и т. д. и после этого останутся в состоянии покоя, распо­ложатся отдохнуть на земле даже в теплое время года, либо искупаются в прохладной воде, то при этой форме переохлаждения возможны очень серьезные нарушения здоровья.
  Как известно, современная медицинская наука не отрицает роли переохлаждения при возникновении или обострении целого ряда болезней — ангина, воспаление легких, нефрит, радикулит, туберкулез и т. д. Ослабляя реактивность, сопротивляемость организма, переохлаждение создает благоприятный фон для развития патологического процесса.
   Стихийно-материалистическим было и объ­яснение нарушения здоровья, вызванное гравмой, физическим перенапряжением. Так, надсадом объяснялось опущение органов брюшной полости (эс тешеу). Существовало понятие «смещение сердца» (йерэк тузга-лыу).   Правда, в трактовке понятия «опуще­ние» в народной медицине башкир имеется весьма оригинальное толкование, с которым не всегда можно согласиться. Например, довольно часто ставили диагноз «опущение» головного мозга (мейе тешеу).
   Народ знал о наследственных и врожден­ных болезнях. К ним относили   страдания припадочные, туберкулез легких, сифилис, алкоголизм. В происхождении некоторые нервно-психических нарушений, болезней сердца причину усматривали в испуге, тяжелом оскорблении, моральном притеснении. Из болезней сердца данной этиологии прежде всего необходимо указать на «испуг сердца» (кот алыныу), который характеризовался различными субъективными ощущениями — боли за грудиной, сердцебиение, «замирание» сердца и пр. Припадки эпилепсии (куянсы-к); также иногда объясняли испугом. Причину истерии видели в недостатках воспитания.
   Довольно много заболеваний внутренних органов, нервно-психической сферы человека, некоторые заразные болезни объяснялись исходя из мистических и религиозных верований башкир (Руденко С. И. 1955; Кудряшов П. М., 1965). Так, причину недуга нередко видели во внедрении в человека злого духа (ей, шайтан), либо его кознях (ей -кагылыу). Даже в настоящее время встречаются долгожители, которые параличи именуют «ен hyFbiy», что означает наказание чертом. В свое время И. Г. Георги (1779) писал, что «жестокие припади от маточной болезни и тоски...» башкиры объясняли вселением в человека беса.
   Подобно трактовали поражение молнией. Злой дух якобы во время грозы любит пря­таться возле людей. Молния, «намеченная» для наказания злого духа, поражает и человека. Злые духи «алабасты» (албасты) в об­разе женщины с такими грудями, что их пе­рекидывали через плечо, были причиной ночных кошмаров. Албасты наваливалась на, спящего человека, закрывала ему рот, нос грудной железой. Спящий, мучился, задыхался, в результате возникали кошмарные сновидения.
  Полагали, что отдельные болезни имеют своего духа, его проникновение в челове­ческий организм и обусловливает заболева­ние; что болезнь — существо живое, иногда с антропоморфными чертами; «находились люди», наблюдавшие болезнь в образе человека в рысьей шапке. Иногда же недуг при­обретал образ животного или птицы, обыч­но сороки.
  Целый ряд болезненных расстройств орга­нов брюшной полости объясняли действия­ми «бусер» — особого мифического живого существа, который якобы имелся у каждого человека в области пупка. Его перемещения и брюшной полости, главным образом по же­лудочно-кишечному тракту, и «обусловливали» различные болезненные расстройства. Одна из женщин-информаторов (65-ти лет из Курганской области) утверждала, что ви­дела «бусер», выпавший из женских генита­лий. По ее словам, «бусер»—белого цвета ко­мочек размером с 3—5-ти копеечную монету, снабжен коготками. По-видимому, речь идет об опухоли тератоме.
   Приставание болезни, злых духов счита­лось более вероятным в болотистых, сырых местах, возле свалок, в бане, с наступлением темноты и пр. Считали, что злые духи осо­бенно неравнодушны к грудным детям. Не исключалась подмена детей злым духом. За­болевание могли наслать духи умерших (убыр), а также колдуны,- чернокнижники (кара китапсы), чародеи (сихырсы) и др Иногда причину недуга видели в кознях не другов. Лихорадку объясняли испугом. Широко бытовал сглаз, который мог «поразить) любого человека, особенно детей.
   Одной из причин заболевания желудоч нокишечного тракта считали «заползание» змеи через рот во время сна человека. По­добное ошибочное суждение, вероятно, былс связано с отхождением иногда через рот аскарид.
   Сущность патологического процесса при различных болезнях объясняли также двоя­ко: и с позиций стихийного материализма, и с позиций мистико-религиозных воззрений. Так, была большая вера в «порчу» крови. Она допускалась по отношению всего орга­низма либо отдельных органов и частей те­ла. Широкое распространение имело мнение о загустении крови (кан ойоу), ее застое.
   По отношению к органам брюшной полос­ти нередко фигурировал термин «опущение» желудка, печени, почек и т. д. Боли в живо­те, урчание в кишечнике, расстройство сту­ла объясняли употреблением недоброкачест­венной или недоваренной пищи, заражением гельминтами (глистами), активизацией ми­фического существа «бусер», «заползанием» через рот змеи. Верили также в понятие «на­дуло живот», которое, по народным воззре­ниям, вызывается переохлаждением, попа­данием холодного воздуха через задний про­ход и может сопровождаться метеоризмом, болями в животе. При поражении суставов, позвоночника употребляли термин «катну», что соответствует термину тугоподвижность, оно сопровождалось нарушением функции пораженного сустава, болями. Самые разно­образные изменения в организме человека могли обусловить различные магические при­чины.
   Существовала своя прогностика. Появле­ние аппетита у тяжелобольного — признак начала выздоровления, наличие у больного пота с неприятным запахом трактовали как плохой прогноз в исходе болезни. В то же нремя обычное повышение потоотделения у больного считалось благоприятным симпто­мом— началом выздоровления.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
27.04.2024

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства