Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Читать о болиголове еще.


Народные средства растительного происхождения.

Главная - Из истории разных народов. - Народные средства растительного происхождения.
  В народной медицине башкир пользов ние целебными растениями уходит в далекое прошлое. Сбор растений производился зависимости от их вида и показаний к применению. Особенно высокие целебные свойства приписывались растениям, собранным мае и начале июня — в период их цветения. Целебные растения использовались свежими или высушенными. Сушка производилась затемненных и проветриваемых местах. Хранились в подвешенном виде в пучках или мешочках. Наряду с употреблением отдельньных растений сырыми, практиковалось изготовление отваров, настоев. Известны и сборы.
  Пример для отвара душицы: брали горсть сухой травы, заваривали как обычный чай пили перед сном 1—2 стакана в горячем виде.   Нередко в отвар добавляли молоко. Вот рецепт одного из сборов:
 в равных частях брали сухую душицу и цветы шиповника расчете на 1 литр воды. Состав заваривалс и употреблялся, как обычный питьевой чай.
  Значителен был арсенал растений, которые применялись для лечения различных нервных, психических нарушений. Так, для снятия головной боли (а также при головокружени шуме в голове)   в форме отваров, настоев использовали    душицу, зверобой, аптечную ромашку, тысячелистник, листья брусники плоды рябины, корень валерианы, иван чай. Иногда от головной   боли   избавлялись вдыханием порошкообразного измельченного сухого корня чемерицы. При бессонице на ночь принимали внутрь отвар душицы, зверобоя, корне водяной лилии.
   Как успокаивающее средство при душевных волнениях, психическом возбуждении советовали пить отвар (либо настой) корня валерианы, душицы, цветов липы, листьев коровяка метельчатого, корня, листьев дягиля лекарственного. В некоторых районах   Башкирии (Бурзянском, Белорецком), по рецептам бывших народных врачевателей, при морально-психической подавленности, угнетенном состоянии считался полезным прием внутрь снадобья, изготовленного из различ­ных частей (корня, листьев, ягод) воронца красноплодного. Отваром корня дягиля лекарственного лечили лиц, страдающих алкоголизмом.
  При физической слабости, истощении, нарядус усиленным питанием широко рекомендовался прием составов, приготовленных из корней девясила. В этих же целях употребляли отвары, настои шиповника, а также кор­ня мужского папоротника. При явлениях малокровия в рацион вводили морковь, красную свеклу, либо принимали отвар корней шиповника. В данном случае налицо сигнатура -— пользование веществами, в какой-то мере близкими по цвету к крови. От слабости и других неприятных ощущений, связанных с солнечным и тепловым ударом, советовали  пить отвар ягод клюквы, плодов черной смородины, рябины, малины.
  При общем недомогании и других проявлениях цинги ели в сыром виде молодую зелень озимых хлебов. Как пишет А. Соколов, считалось, что полезнее ее употреблять в утренние часы.
  Довольно велик перечень лекарственных растений, применявшихся при различных нарушениях в деятельности сердца. При боли  в области сердца, сердцебиении, вообще при болезнях сердца употребляли отвар и настой душицы, горицвета весеннего, ландьша майского, полыни обыкновенной, корня (либо ягод) шиповника, воронца красноплодного, плодов малины, калины, ежевики, боярышника, брусники, корня    валерианы, ромашки непахучей. При одышке, связанной заболеванием сердца, пили отвар зверобоя. В случае возникновения отеков, водянки принимали внутрь отвар ягод (или хвои) можжевельника. Можжевельник широко исполи зовали также в бытовой физиотерапии и санитарии.
   Согласно народной медицине башкир, заболевания верхних дыхательных путей, легких обусловливается чаще всего простудным фактором. При этом полагали, что очень полезно применение потогонных средств. Исходя из сказанного, при насморке, кашле, болях в зеве, потере голоса, воспалении легких широко практиковалась    дача    потогонных средств. К ним башкиры   относили   плоды черной и красной смородины (а также ветки и листья), плоды малины, дикой вишни ягоды    клубники,    клюквы, цветы    липы, шалфей,   стручки   красного   перца,   обыновенную    и    горькую     полынь.    Обычно эти    растения     использовались    в    форме горячего    отвара.    Как    потогонное    срество употреблялся мед: в виде    натирания или же внутрь. Потогонный эффект достигался и путем паровой ингаляции с добавлением душицы, чабреца башкирского. Потогонные средства нередко применяли и заболевании других органов и систем, также при лихорадочных состояниях независимо от причины возникновения. При длительно текущих легочных заболеваниях (в том числе и туберкулез), упорном кашле большой популярностью пользовались снадобья, содержащие девясил.
  Много растений применялось для лечения заболеваний пищеварительного тракта. При воспалении слизистой рта считалось полезнымполоскание отваром дубовой коры. При появлении запаха изо рта советовали жевать «серу» (получаемую из смолы хвойных деревьев и бересты) и гвоздику. Корень борщевика, ромашки аптечной, лук рекомендовали жевать при зубной боли. Иногда на пораженный зуб клали смолу хвойных    деревьев. При зубной боли весьма популярным было обкуривание дымом, исходящим от прокаливаемых семян белены. Иногда в этих целях использовали семена дурмана, конопли, или их смесь. Старожилы утверждают, что при подобном лечении иногда из пораженного зуба отходят белые «червячки». Любопытно то, что об отхождении «червячков» при окуривании больных зубов дымом  белены, писал  и знаменитый врач древности Ибн Сина
  Для улучшения аппетита пили отвар полыни обыкновенной и горькой, листьев подорожника. Тошноту успокаивали дачей отваром черной смородины. Длительно текущие проблемы желудка предпочитали лечить снадобьями, изготовленными из корней девясила. При жидком стуле было принято употребление плодов черемухи, черной смородины, черники, дикой вишни или их отваров. Кроме того, использовался отвар зверобоя,  горца змеиного, клевера красного, крапивы двудомной и корней щавеля обыкновенного и конского, мужского папоротника, крепкий чай, а также сухари и жареный горох. В  знахарскойской практике нежным закрепляющим cредством служил отвар черной смородины. В качестве слабительного применялся отвар крушины ломкой. При метеоризме ( появлении газов в кишечнике) давали снадобье из корней лилии водяной. При желтухе, чаще всего наблюдаемой при болезни печени назначался отвар чаги, цветов подсолнечника, волчьих ягод, зверобоя, корневища лилии кудреватой.   Здесь   опятъ  имеем  дело с сигнатурой — лечение составляли растения, имеющие желтый   цвет,  для изгнания кишечных    гельминтов    (глисты) употребляли внутрь отвар и настои полыни обыкновенной и горькой, а также коры осины. Полынью пользовались при лечении холеры.
   Ряд растений нашли применение при отдельных болезненных состояниях мочеполовой сферы. Например, при ночном недержании мочи у детей давали пить отвар ягод и веток можжевельника. Аналогичное лечение наблюдалось и при задержке мочи.
  Некоторые растения нашли примение при лечении кожных болезней. Довольно пространенным    было    смазывание     соком караганы кустарниковой, который получали путем нагревания пламени веток растения. Проводилось и промывание экземы с использованием семян дурмана, конопли. Из семян   белены,   свербиги восточной, листьев василистника желтого, корневища заячьей капусты, березового дегтя готовили противоэкзематозные мази. Практиковалось промывание очагов   экземы    соком калины, земля­ки. Аналогичное лечение производилось и н чешуйчатом лишае, невродермите.  При крапивнице парирились ошпаренной крапивой двудомной в бане. Кожный зуд успокаивали протиранием отваром дубовой коры, корней конского щавеля либо чемерицы. Очаги кожного заболевания — песь   (витилиго)   смазывали соком домашнего лука. На бородавки наносили сок молочая, чистотела, отвар дубовой коры. Опухоли протирали отваром мыльнянки лекарственной.
  Для избавления от перхоти голову мыли настоем березовых листьев. Полагали, что мытье головы отваром дубовой коры, душицы улучшает рост волос.
  Участки опрелости припудривали мелко-мельченной сухой дубовой корой, грибными наростами на деревьях, либо трухой, образованной древесными червями (серек).
  При скрофулодерме (разновидности кожного туберкулеза) давали пить отвар корня  купены многоцветковой, а листьями растения покрывали элементы поражения   кожи. Очаги скрофулодермы окуривали и  дымом от накаливаемых семян белены, дурмана, конопли. Аналогичное окуривание проводилось также при различных гнойничков язвенных поражениях кожи, гноетечени уха и пр. При фурункулезе считалось полезным пить отвар хмеля, настой купены многоцветковой.
Отвар корня чемерицы, а также мазь, содержащая истолченные семена свербиги, применялась для лечения    чесотки, парши, стригущего лишая. Розовые высыпания на теле смазывали соком свежих плодов бересклета и черной смородины.
   В лечебной практике народа широко применялись такие вещества растительной природы, как деготь, зола. Деготь пили при холере, бешенстве. Наружно его в чистом виде употребляли для лечения чесотки и других зудящих кожных болезней (крапивницы, экземы и др.). Через 2—3 часа после нанесения дегтя следовало обмывание тела с мылом. Практиковалось смазывание дегтем поражений слизистой полости рта. Популярны были дегтярные мази, их использовали для лечения чесотки, парши, стригущего лишая, земы и других кожных заболеваний.
   Древесная зола также являлась одним наиболее    часто    применяемых     лечебных средств. Более целебной считалась зола,  получаемая при сжигании осины, листвениицы. Золой натирались при чесотке, готовили мази, которыми лечили гноящиеся раны, пиодермию с явлениями изъязвления, с наличием гнойных корочек. Популярным было пользование древесным щелоком. Который получали путем смешивания 1—2 кг золы с 1 ведром кипятка и последующего одно— двухух часового «созревания» и отстаивания щелока. Щелок употреблялся как противопростудное средство, а также при лечении чесот­ки и других кожных поражений.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
25.04.2024

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства