Главная -
Из истории разных народов. -
Башкирская народная медицина.
До последнего времени работы, которая охватывала бы все аспекты народной медицины башкир-коренных жителей Урала, не было. В предлагаемой вниманию читателей книге на основании литературных, архивных данных и собственных исследований автор в обобщенной форме излагает материалы по народной медицине башкир конца XIX — начала XX в.
Здесь нашли освещение народные представления о причине и сущности заболевания, общие принципы лечения и ухода за больными, средства и методы лечебного воздействия, народная санитария и гигиена, медико-гигиенический фольклор. Автор рассматривает народную медицину башкир с позиций современной медицинской науки, раскрывая ее положительные и негативные стороны.
В народной медицине башкир, как и у других народов, наряду с положительными сторонами, много, архаичного, связанного с суеверием и невежеством, нерационального, а подчас могущего нанести вред здоровью. Поэтому данная книга ни в коей мере не является справочным пособием для лечебной практики. Она предназначена медработникам Башкирии и окажется полезной в целях санитарного просвещения, борьбы за здоровый образ жизни, искоренения вредных привычек и обычаев, атеистической пропаганды. Оригинальные и самобытные моменты эмпирической медицины башкир могут заинтересовать ученых-медиков и как возможный источник по изысканию новых лекарственных средств и мер профилактики. Книга может послужить пособием для студентов мединститута и медучилищ республики при изучении краевой медицины.
Изложенный материал не претендует на полноту освещения всех аспектов изучения народной медицины башкир. Эта работа должна быть продолжена.
До Великой Октябрьской социалистической революции Башкирия была одной из отсталых национальных окраин царской России. Бедность, полуголодное существование, отсутствие организационной медицинской помощи вели к высокой заболеваемости (Шерстенников Н. А., 1940). В крае наблюдались бесконечные эпидемии натуральной оспы, холеры, сыпного тифа. Массовый характер носила заболеваемость малярией, трахомой, туберкулезом.
Несмотря на громадную заболеваемость и смертность населения, царское правительство на одного жителя Уфимской губернии в 1913 году для медицинских нужд отпускало всего 54 копейки. Это был, пожалуй, самый скромный бюджет среди всех губерний царской России. На огромную территорию Уфимской губернии приходилось всего 143 врача и 342 фельдшера. Практически башкирское население было лишено врачебной помощи.
Активная подвижническая деятельность целого ряда замечательных врачей-энтузиастов таких, как А. И. Веретенникова, М. В. Вакуленко, X. Г. Атласов, С. Я- Елпатьевский, Я. Н. Соколов, А. Ф. Федоров и др., конечно, не могла повлиять на общие показатели здоровья населения. (Скачилов В. А., 1979).
Народное врачевание по существу было единственной формой лечебной помощи
Как и в эмпирическом врачевании, в народной гигиене башкир было немало положительного, не противоречащего современной, медицинской науке. Ценным являлись серьезный подход к вопросам бракосочетания, воспитания подрастающего поколения, питания и пр.
Некоторые стороны народной гигиены заслуживают внимания и в научном плане, а именно изучение конского мяса как продукта, усиливающего выносливость человека к воздействию холода, сыра-курута — полноценного продукта, очень удобного для длительного хранения.
Вследствие суеверий, религиозных предрассудков, безграмотности громадного большинства башкирского населения бытовали различные антигигиеничные обычаи и традиции. Так наблюдались факты излишества, в питании особенно в период поста (уразы) чрезмерное увлечение крепким чаем, могли вести к распространению отдельных заразных болезней, пользование всей семьей общей постелью, одним полотенцем. Санитарное просвещение позволит избавиться от вредных обычаев и традиций прошлого, которые, хотя и редко, наблюдаются в настоящее время.
Арсеналом лекарственных средств эмпирической медицины башкир служили, как и у фугих народов, главным образом богатства трех царств природы: растительного мира, жнвотного происхождения и минералы.
При изготовлении лекарственных форм мерой изменения были щепотка, горсть и чайная и столовая ложки, стакан и т. д.
Лечебные средства употреблялись в чистом виде, смеси, растворах, настоях, припарках, мазях и т. д. Снадобье, предназначенное для внутреннего употребления, как правило, принимались натощак 1—Зраза в день. Однократная доза жидкого снадобья составляла одну столовую ложку, полстакана или стакан. Основой для мазей обычно служили сливочное масло, топленое баранье сало, сметана. Соотношение действующего начала и основы мази чаще всего были 1 чайная ложка на 1 столовую ложку основы.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
03.11.2024 |