Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Из истории ядов в медицине.


Башкирская народная медицина.

Главная - Из истории разных народов. - Башкирская народная медицина.
  
   До последнего времени работы, которая охватыва­ла бы все аспекты народной медицины башкир-корен­ных жителей Урала, не было. В предлагаемой внима­нию читателей книге на основании литературных, ар­хивных данных и собственных исследований автор в обобщенной форме излагает материалы по народной медицине башкир конца XIX — начала XX в.
   Здесь нашли освещение народные представления о причине и сущности заболевания, общие принципы ле­чения и ухода за больными, средства и методы лечеб­ного воздействия, народная санитария и гигиена, меди­ко-гигиенический фольклор. Автор рассматривает на­родную медицину башкир с позиций современной меди­цинской науки, раскрывая ее положительные и нега­тивные стороны.
В народной медицине башкир, как и у других на­родов, наряду с положительными сторонами, много, архаичного, связанного с суеверием и невежеством, не­рационального, а подчас могущего нанести вред здо­ровью. Поэтому данная книга ни в коей мере не явля­ется справочным пособием для лечебной практики. Она предназначена медработникам Башкирии и окажется полезной в целях санитарного просвещения, борьбы за здоровый образ жизни, искоренения вредных привычек и обычаев, атеистической пропаганды.   Оригинальные и самобытные моменты эмпирической медицины башкир могут заинтересовать ученых-медиков и как возможный источник по изысканию новых лекарственных средств и мер профилактики. Книга может послужить пособием для студентов мединститута и медучилищ республики при изучении краевой медицины.
   Изложенный материал не претендует на полноту освещения всех аспектов изучения народной медицины башкир. Эта работа должна быть продолжена.
    До Великой Октябрьской социалистиче­ской революции Башкирия была одной из от­сталых национальных окраин царской Рос­сии.   Бедность, полуголодное существование, отсутствие организационной медицинской по­мощи вели к высокой заболеваемости (Шерстенников Н. А., 1940). В крае наблюдались бесконечные эпидемии натуральной оспы, хо­леры, сыпного тифа. Массовый характер но­сила заболеваемость малярией, трахомой, ту­беркулезом.
    Несмотря на громадную заболеваемость и смертность населения, царское правитель­ство на одного жителя Уфимской губернии в 1913 году для медицинских нужд отпуска­ло всего 54 копейки. Это был, пожалуй, са­мый скромный бюджет среди всех губерний царской России. На огромную территорию Уфимской губернии приходилось всего 143 врача и 342 фельдшера. Практически баш­кирское население было лишено врачебной помощи.
    Активная подвижническая деятельность целого ряда замечательных врачей-энтузи­астов таких, как А. И. Веретенникова, М. В. Вакуленко, X. Г. Атласов, С. Я- Елпатьевский, Я. Н. Соколов, А. Ф. Федоров и др., конечно, не могла повлиять на общие показатели здоровья населения. (Скачилов В. А., 1979).
   Народное врачевание по существу было единственной формой лечебной помощи
   Как и в эмпирическом врачевании, в на­родной гигиене башкир было немало положи­тельного, не противоречащего современной, медицинской науке. Ценным являлись серьез­ный подход к вопросам бракосочетания, вос­питания подрастающего поколения, питания и пр.
    Некоторые стороны народной гигиены за­служивают внимания и в научном плане, а именно изучение конского мяса как продукта, усиливающего выносливость человека к воздействию холода, сыра-курута — полно­ценного продукта, очень удобного для дли­тельного хранения.
    Вследствие суеверий, религиозных пред­рассудков, безграмотности громадного боль­шинства башкирского населения бытовали различные антигигиеничные обычаи и тра­диции. Так наблюдались факты излишества, в питании особенно в период поста (уразы) чрезмерное увлечение крепким чаем, могли вести к распространению отдельных зараз­ных болезней, пользование всей семьей об­щей постелью, одним полотенцем. Санитар­ное просвещение позволит избавиться от вредных обычаев и традиций прошлого, ко­торые, хотя и редко, наблюдаются в настоя­щее время.
   Арсеналом лекарственных средств эмпири­ческой медицины башкир служили, как и у фугих народов, главным образом богатства трех царств природы: растительного мира, жнвотного происхождения и минералы.
    При изготовлении лекарственных форм ме­рой изменения были щепотка, горсть и чай­ная и столовая ложки, стакан и т. д.
    Лечебные средства употреблялись в чистом виде, смеси, растворах, настоях, припар­ках, мазях и т. д. Снадобье, предназначен­ное для внутреннего употребления, как правило, принимались натощак 1—Зраза в день. Однократная доза жидкого снадобья состав­ляла одну столовую ложку, полстакана или стакан. Основой для мазей обычно служили сливочное масло, топленое баранье сало, сметана. Соотношение действующего начала и основы мази чаще всего были 1 чайная лож­ка на 1 столовую ложку основы.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
03.11.2024

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства