Главная -
Из истории разных народов. -
Гигиена брака, беременности. Охрана здоровья детей.
У башкир отношение к вопросам бракосочетания было исключительно серьезным. Невесту стремились брать из отдаленных мест — за 100 и более километров. Если же иногда и женились на девушке из своей деревни, то она должна была быть другого рода (аймака). Браки между родственниками допускались лишь в очень редких случаях и при условии, если интервал между брачующимися парами был не меньше 7 поколений. Категорически запрещалась женитьба дяди на племяннице. С позиции современной медицинской науки такой подход к вопросам брака вполне логичен и является одной из ведущих мер в профилактике наследственно-генетических заболеваний.
При выборе невесты из более отдаленных мест устранялось и вмешательство в совместную жизнь молодых супругов родителей невесты.
При женитьбе обе стороны интересовались наличием в роду невесты или жениха умственно отсталых, «припадочных», туберкулезных больных. При установлении такого факта от брака воздерживались. Согласно народно-гигиеническим взглядам башкир перечисленные патологические состояния могут быть унаследованы или же отразятся на здоровье детей. Рациональность суждения не вызывает сомнения.
Когда речь идет о каких-то дефектах воспитания человека, которые он упорно не устраняет, башкиры говорят: «То, что не привилось с материнском молоком, с коровьим (или козьим) не привьется». Поскольку в семьях башкир ведущим лицом по воспитанию ребенка, в том числе и гигиеническому, являлась женщина, мать, постольку при выборе невесты учитывали ее ум, деловитость, способность воспитывать детей. При выявлении этих качеств невесты обычно ориентировались по ее матери, считая, что умная деловитая мать воспитает и умную деловитую дочь.
Гигиенические советы в период беременности женщина получала от повивальных бабок или более старших женщин. Беременной рекомендовался душевный покой, чтобы психические травмы, отрицательные эмоции не отразились на развивающемся плоде. Обращалось внимание на полноценность питания, запрещалось употребление алкоголя, Для «предупреждения» явления токсикоза беременности (рвоты и т. д.), а также рождения уродов советовали исполнять любуюприхоть в питании. Беременной запрещалось поднимать тяжести, подвергать себя большой физической нагрузке. В последние месяцы беременности рекомендовалось воздерживаться от половой жизни.
Интересен следующий обычай. Беременные должны были избегать утоления жажды сырой водой (при необходимости следовало употреблять чай), считалось вредным долго находиться у горящего очага,— якобы ребенок может умереть в будущей жизни от воды или огня. В этом суеверии есть рациональное зерно. Употребление сырой воды может усилить перистальтику кишечника, а проникновение с водой болезнетворных микроорганизмов — обусловить него расстройство. Для беременной матки это означает возможность выкидыша, преждевременных родов. Как известно, перегревание организма беременной также вредно для развивающегося плода (Либертович А. П., 1966 и др.).
По медико-гигиеническим воззрениям башкир, злейшим врагом для здоровья женшин во время менструации, в последние меяцы беременности, особенно во время родов и в течение 2—3 недель послеродового периода, а также грудных детей является переохлаждение. Поэтому в это время женщина особое внимание обращала на носимую дежду; жилище, в котором появился малыш, усиленно отапливалось. Требование температурного режима было особенно жестким, когда рождались недоношенные дети. Кроме этого, недоношенные вплоть до истечения сроков нормальной беременности содержались в затемненных условиях.
Не принято было новорожденных в течете 40 дней оставлять одних—боялись, что (злой дух подменит младенца своим дитя. Питание новорожденных грудью начиналось через 1—2 часа после родов. Перед прикладыванием к груди младенцу на счастье и достаток в будущей жизни давали с ложечки немного меда, топленого (или сливочного) масла. Грудное вскармливание продолжалось до 1 —1,5 лет, иногда и дольше, до трех и более лет. К груди прикладывали по мере возникновения у ребенка признаков голода, и он сосал, пока не насытится. Не принято было отнятие от груди в летнее время.
Прикорм начинался рано — с 4—6 месяцев, младенцу давали коровье молоко и в измельченном виде всю ту пищу, которую потребляла семья. Вместо соски использовали либо хлебную кашицу, завернутую в чистую тряпочку, либо национальный деликатес и целебное средство — вареное курдючное сало. Конечно, употребление подобных «сосок» назвать рациональным мы не вправе. Однако, если учесть, что хлеб из-за наличия в нем молочной кислоты сравнительно долго не портится, а сало обладает бактерицидными свойствами, их использование в качестве соски в какой-то мере оправдано, Кроме того, младенец получал и дополнительное питание. В весенне-летнее время детям, начиная с 3—4-летнего возраста, широко рекомендовалось употребление дикорастущей съедобной зелени, ягод, плодов. Говорили, что это «очищает» детский организм, его желудочно-кишечный тракт. Рациональное этого обычая заключалась, повидимому, и отхождении кишечных гельминтов и в профи лактике авитаминоза.
Первые купания новорожденных детей производились в слегка подсоленной воде. Полагали, что данная мера делает младенца более устойчивым к кожным заболеваниям. Очевидно, и в данном обычае есть положительное начало — соленая вода укрепляет кожные покровы, делает устойчивой к проникновению болезнетворных начал.
У новорожденных было принято сбривание волос. Через некоторое время волосы сбривались повторно. Полагали, что вследствие этой меры волосы растут более густыми, а с кожи удаляются себорейные чешуйки, затрудняющие рост волос. Вероятно, в подобном бритье есть свой резон, что нуждаеется в научном изучении.
Мальчики в 1—3-летнем возрасте, и даже старше, подвергались операции циркумцизии. Если учесть тяжелые условия кочевого, а в последующем полукочевого образа жизни дореволюционных башкир, плюс ко всему исключительную бедность громадного большинства населения и обусловленные этим трудности гигиенического содержания тела, то указанная операция в прошлом находила определенное объяснение. Известно, что такие заболевания, как фимоз, парафимоз, баланит, балонопостит у лиц, подвергнутых циркумцизии, обычно не наблюдаются (Ша-бад А. Л., 1967). Девочки рано приучались подмываться. Данная мера рекомендовалась после каждого мочеиспускания, стула.
У башкир было обязательным пеленание грудных детей. Полагали, что это предупреждает искривление нижних конечностей, а также снимает возможность переохлаждения младенцев. С целью профилактики опрелости под пеленку грудных детей дожили высушенную и измельченную древесную труху (серек), которая хорошо впитывала выделения ребенка. В результате постель его была сухой.
В народной гигиене башкир большое значение придавалось трудовому воспитанию. Дети до 3—4-летнего возраста преимущественно находились при матери. В последующем возле нее оставались лишь дочери, которые приобщались к самой различной женской работе — главным образом, домоводству. Мальчики же были при отце и постепенно осваивали мужской труд: уход за лошадьми, верховую езду, охотничье дело и т. д. Нередко 4—5-летнего сына отец уже сажал на коня. Неслучайно башкиры считались прекрасными наездниками.
В деле трудового воспитания велико было значение примера старших братьев и cecтер, и в первую очередь родителей, бабушек, дедушек; ведущая роль оставалась за родителями. «Глядя на отца лук готовят, глядя на мать шубу кроят»,— говорит башкирская пословица.
При приобщении детей к труду нагрузку давали посильную. Так, девочке до 12 лет запрещалось носить воду. Пользование принесенной ею водой считалось грехом. До 12 лет не разрешалось девочкам самостоятельно готовить пищу.
В жизнь детей рано входили физическая культура и спорт; обширен был арсенал различных подвижных игр. Они способствовали не только физическому, но и морально-психическому, эстетическому воспитанию.
Стращать, часто наказывать ребенка не рекомендовалось. Физическое наказание было чрезвычайно редким явлением, и обычно осуществлялось в форме шлепков или щипков области ягодицы. Даже легкое физическое воздействие на область головы, поясницы резко осуждалось.
Родители учили детей с малых лет беречь здоровье; быть умеренными в питании, избегать непомерной физической нагрузки, остерегаться простуды, не садиться (ложиться) на холодную землю, не играть в местах свалок, а также с наступлением темноты и пр. Разумность всех этих советов не вызывает сомнения.
Укреплению здоровья детей, их закаливанию в какой-то мере помогал и обычай не одевать подросших детей излишне тепло. Даже в зажиточных семьях дети, начиная с трех-четырехлетнего возраста, на протяжении всего лета оставались босиком. Обувь надевалась лишь в исключительных случаях.
В выработке морально-психического здоровья подрастающего поколения в немалой степени способствовал богатый башкирский фольклор: героический эпос, песни, сказки, поговорки и т. д. На здоровье детей, как физическое, так и психическое, благотворно сказывалось и их длительное пребывание на лоне дикой природы в период летних кочевий.
Серьезное внимание обращали на сон детей. Полагали, что чем меньше возраст ребенка, тем дольше он должен спать. Сон, согласно народно-гигиеническим взглядам башкир, очень полезен, особенно детям. Однако по мере взросления ребенка сон ограничивали. Чрезмерный сон считался уделом лодырей, нерадивых людей. Грудные дети обычно спали в колыбели, подвешенной к потолочной балке. Ребенок не расставался с колыбелью, пока не начинал ходить. Детей учили спать на правом боку. Подушка была не слишком крутая и не слишком низкая. Не-учитывание этих моментов считалось одной из причин кошмарных сновидений, бреда во сне, храпа. С перечисленными гигиеническими народными рекомендациями нельзя не согласиться.
У башкир не принято было спящего человека будить внезапно, окриком. Это требование особенно неукоснительно выполнялось по отношению к детям. Дело в том, что, по верованиям башкир, душа человека во время сна покидает тело. Если же его внезапно разбудить, то душа спящего не успеет возвратиться и он может умереть. При побудке рекомендовалось сперва назвать тихонько имя спящего, затем окликнуть погромче, лишь после этого будить активнее. Если отбросить мистику, данный обычай с точки зрения психогигиены исключительно положителен. Внезапной или с помощью окрика побудкой можно сильно напугать человека и даже вызвать нервно-психическое растройство, что чревато серьезными последствиями особенно у детей с их неокрепшей центральной нервной системой.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
19.09.2024 |