Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Болиголов лечит не только опухоли.


Гигиена брака, беременности. Охрана здоровья детей.

Главная - Из истории разных народов. - Гигиена брака, беременности. Охрана здоровья детей.
  У башкир отношение к вопросам брако­сочетания было исключительно серьезным. Невесту стремились брать из отдаленных мест — за 100 и более километров. Если же иногда и женились на девушке из своей де­ревни, то она должна была быть другого ро­да (аймака).   Браки между родственниками допускались лишь в очень редких случаях и при условии, если интервал между брачующимися парами был не меньше 7 поколений. Категорически запрещалась женитьба дяди на племяннице. С позиции современной ме­дицинской науки такой подход к вопросам брака вполне логичен и является одной из ведущих мер в профилактике наследственно-генетических заболеваний.
   При выборе невесты из более отдаленных мест устранялось и вмешательство в совмест­ную жизнь молодых супругов родителей невесты.
   При женитьбе обе стороны интересовались наличием в роду невесты или жениха умст­венно отсталых, «припадочных», туберкулезных больных. При установлении такого фак­та от брака воздерживались. Согласно на­родно-гигиеническим взглядам башкир пе­речисленные патологические состояния могут быть унаследованы или же отразятся на здо­ровье детей. Рациональность суждения не вызывает сомнения.
  Когда речь идет о каких-то дефектах вос­питания человека, которые он упорно не ус­траняет, башкиры говорят: «То, что не при­вилось с материнском молоком, с коровьим (или козьим) не привьется». Поскольку в семьях башкир ведущим лицом по воспита­нию ребенка, в том числе и гигиеническому, являлась женщина, мать, постольку при вы­боре невесты учитывали ее ум, деловитость, спо­собность воспитывать детей. При выявлении этих качеств невесты обычно ориентировались по ее матери, считая, что умная деловитая мать воспитает и умную деловитую дочь.
   Гигиенические советы в период беремен­ности женщина получала от повивальных ба­бок или более старших женщин. Беремен­ной рекомендовался душевный покой, чтобы психические травмы, отрицательные эмоции не отразились на развивающемся плоде. Об­ращалось внимание на полноценность пита­ния, запрещалось употребление алкоголя, Для «предупреждения» явления токсикоза беременности (рвоты и т. д.), а также рождения уродов советовали исполнять любуюприхоть в питании. Беременной запрещалось поднимать тяжести, подвергать себя большой физической нагрузке. В последние месяцы беременности рекомендовалось воздерживаться от половой жизни.
  Интересен следующий обычай. Бере­менные должны были избегать утоления жажды сырой водой (при необходимости следовало употреблять чай), считалось вред­ным долго находиться у горящего очага,— якобы ребенок может умереть в будущей жизни от воды или огня. В этом суеверии есть рациональное зерно. Употребление сы­рой воды может усилить перистальтику ки­шечника, а проникновение с водой болезне­творных микроорганизмов — обусловить него расстройство. Для беременной матки это оз­начает возможность выкидыша, преждевре­менных родов. Как известно, перегревание организма беременной также вредно для развивающегося плода (Либертович А. П., 1966 и др.).
  По медико-гигиеническим воззрениям башкир, злейшим врагом для здоровья женшин во время менструации, в последние меяцы беременности, особенно во время родов и в течение 2—3 недель послеродового периода, а также грудных детей является переохлаждение. Поэтому в это время женщи­на особое внимание обращала на носимую дежду; жилище, в котором появился малыш, усиленно отапливалось. Требование температурного режима было особенно жест­ким, когда рождались недоношенные дети. Кроме этого, недоношенные вплоть до истечения сроков нормальной беременности содержались в затемненных условиях.
  Не принято было новорожденных в тече­те 40 дней оставлять одних—боялись, что (злой дух подменит младенца своим дитя. Питание новорожденных грудью начиналось через 1—2 часа после родов. Перед прикла­дыванием к груди младенцу на счастье и достаток в будущей жизни давали с ложеч­ки немного меда, топленого (или сливоч­ного) масла. Грудное вскармливание про­должалось до 1 —1,5 лет, иногда и дольше, до трех и более лет. К груди прикладывали по мере возникновения у ребенка признаков голода, и он сосал, пока не насытится. Не принято было отнятие от груди в летнее вре­мя.
  Прикорм начинался рано — с 4—6 меся­цев, младенцу давали коровье молоко и в измельченном виде всю ту пищу, которую потребляла семья. Вместо соски использова­ли либо хлебную кашицу, завернутую в чистую тряпочку, либо национальный дели­катес и целебное средство — вареное кур­дючное сало. Конечно, употребление подоб­ных «сосок» назвать рациональным мы не вправе. Однако, если учесть, что хлеб из-за наличия в нем молочной кислоты сравнитель­но долго не портится, а сало обладает бак­терицидными свойствами, их использование в качестве соски в какой-то мере оправдано, Кроме того, младенец получал и дополнитель­ное питание. В весенне-летнее время детям, начиная с 3—4-летнего возраста, широко рекомендовалось употребление дикорасту­щей съедобной зелени, ягод, плодов. Говори­ли, что это «очищает» детский организм, его желудочно-кишечный тракт. Рациональное этого обычая заключалась, повидимому, и отхождении кишечных гельминтов и в профи лактике авитаминоза.
  Первые    купания    новорожденных детей производились в слегка подсоленной воде. Полагали, что данная мера делает младен­ца более устойчивым к кожным заболевани­ям. Очевидно, и в данном обычае есть поло­жительное начало — соленая вода укрепляет кожные покровы, делает устойчивой к про­никновению болезнетворных начал.
  У новорожденных было принято сбривание волос. Через некоторое время волосы сбривались повторно. Полагали, что вследст­вие этой меры волосы растут более густыми, а с кожи удаляются себорейные чешуйки, затрудняющие рост волос. Вероятно, в по­добном бритье есть свой резон, что нуждаеется в научном изучении.
  Мальчики в 1—3-летнем возрасте, и даже старше, подвергались операции циркумцизии. Если учесть тяжелые условия кочевого, а в последующем полукочевого образа жизни дореволюционных башкир, плюс ко всему исключительную бедность громадного большин­ства населения и обусловленные этим труд­ности гигиенического содержания тела, то указанная операция в прошлом находила определенное объяснение. Известно, что та­кие заболевания, как фимоз, парафимоз, баланит, балонопостит у лиц, подвергнутых циркумцизии, обычно не наблюдаются (Ша-бад А. Л., 1967). Девочки рано приучались подмываться. Данная мера рекомендовалась после каждого мочеиспускания, стула.
  У башкир было обязательным пеленание грудных детей. Полагали, что это предупреж­дает искривление нижних конечностей, а также снимает возможность переохлаждения младенцев. С целью профилактики опрелости под пеленку грудных детей дожили высушен­ную и измельченную древесную труху (серек), которая хорошо впитывала выделения ребенка. В результате постель его была сухой.
В народной гигиене башкир большое зна­чение придавалось трудовому воспитанию. Дети до 3—4-летнего возраста преимущест­венно находились при матери. В последую­щем возле нее оставались лишь дочери, ко­торые приобщались к самой различной жен­ской работе — главным образом, домоводст­ву. Мальчики же были при отце и постепен­но осваивали мужской труд: уход за лошадь­ми, верховую езду, охотничье дело и т. д. Не­редко 4—5-летнего сына отец уже сажал на коня. Неслучайно башкиры считались пре­красными наездниками.
  В деле трудового воспитания велико было значение примера старших братьев и cecтер, и в первую очередь родителей, бабушек, дедушек; ведущая роль оставалась за родителями. «Глядя на отца лук готовят, глядя на мать шубу кроят»,— говорит башкирская пословица.
  При приобщении детей к труду нагрузку давали посильную. Так, девочке до 12 лет запрещалось носить воду. Пользование при­несенной ею водой считалось грехом. До 12 лет не разрешалось девочкам самостоя­тельно готовить пищу.
  В жизнь детей рано входили физическая культура и спорт; обширен был арсенал раз­личных подвижных игр. Они способствова­ли не только физическому, но и морально-психическому, эстетическому воспитанию.
  Стращать, часто наказывать ребенка не рекомендовалось. Физическое наказание было чрезвычайно редким явлением, и обычно осу­ществлялось в форме шлепков или щипков области ягодицы. Даже легкое физическое воздействие на область головы, поясницы резко осуждалось.
  Родители учили детей с малых лет беречь здоровье; быть умеренными в питании, из­бегать непомерной физической нагрузки, ос­терегаться простуды, не садиться (ложиться) на холодную землю, не играть в местах сва­лок, а также с наступлением темноты и пр.    Разумность всех этих советов не вызывает сомнения.
  Укреплению здоровья детей, их закали­ванию в какой-то мере помогал и обычай не одевать подросших детей излишне тепло. Даже в зажиточных семьях дети, начиная с трех-четырехлетнего возраста, на протяже­нии всего лета оставались босиком. Обувь надевалась лишь в исключительных случа­ях.
  В выработке морально-психического здо­ровья подрастающего поколения в немалой степени способствовал богатый башкирский фольклор: героический эпос, песни, сказки, поговорки и т. д. На здоровье детей, как физическое, так и психическое, благотворно сказывалось и их длительное пребывание на лоне дикой природы в период летних ко­чевий.
  Серьезное внимание обращали на сон де­тей. Полагали, что чем меньше возраст ре­бенка, тем дольше он должен спать. Сон, согласно народно-гигиеническим    взглядам башкир, очень полезен, особенно детям. Од­нако по мере взросления ребенка сон огра­ничивали. Чрезмерный сон считался уделом лодырей, нерадивых людей. Грудные дети обычно спали в колыбели, подвешенной к по­толочной балке. Ребенок не расставался с ко­лыбелью, пока не начинал ходить. Детей учи­ли спать на правом боку. Подушка была не слишком крутая и не слишком низкая. Не-учитывание этих моментов считалось одной из причин кошмарных сновидений, бреда во сне, храпа. С перечисленными гигиенически­ми народными рекомендациями нельзя не согласиться.
  У башкир не принято было спящего че­ловека будить внезапно, окриком. Это тре­бование особенно неукоснительно выполня­лось по отношению к детям. Дело в том, что, по верованиям башкир, душа человека во время сна покидает тело. Если же его вне­запно разбудить, то душа спящего не успе­ет возвратиться и он может умереть. При побудке рекомендовалось сперва назвать ти­хонько имя спящего, затем окликнуть погром­че, лишь после этого будить активнее. Если отбросить мистику, данный обычай с точки зрения психогигиены исключительно положи­телен. Внезапной или с помощью окрика по­будкой можно сильно напугать человека и даже вызвать нервно-психическое растройство, что чревато серьезными последствиями особенно у детей с их неокрепшей централь­ной нервной системой.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
11.12.2017

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства