Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Из истории ядов в медицине.


Гигиена жилища.

Главная - Из истории разных народов. - Гигиена жилища.
  Для поселения башкиры выбирали воз­вышенные места — берега рек с учетом вет­ров. Такой подход обеспечивал лучший мик­роклимат: здоровый воздух, меньшая вероят­ность для появления лихорадки (малярии).
  Брались во внимание и эстетические сто­роны. Л. Н. Толстой, Д. Н. Мамин-Сибиряк, известный музыковед С. Г. Рыбаков и др. отмечали исключительную живописность рас­положения башкирских деревень.
  При выборе места для населенного пункта имелся в виду и экономический умысел — с возвышенного места было удобнее наблю­дать за пасущимися домашними животными.
  Жилища строились постоянные и времен­ные (Калимуллин Б., 1959 и др.). Последние сооружались в расположении летних коче­вий.    Строительным материалом служило де­рево; в местах, бедных лесом, практикова­лись саманные дома и даже землянки с при­менением дерна для покрытия крыши. На летних кочевьях временным жилищем служи­ли юрты, кибитки, шалаши. Последние из­городью из жердей огораживались от до­машних животных.
  Башкиры в прошлом обычно не перего­раживали жилое помещение на комнаты. Ста­рожилы говорят, что жилище должно быть просторным. Огораживание двора забором с солидными воротами также было редким яв­лением. Надо полагать, сказывалась тради­ция многовекового кочевого образа жизни — пространственно ничем не стесненного и не ограниченного. В прошлом в башкирских деревнях лесонасаждения отсутствовали. Это и понятно, значительную часть года — весну, лето — жили на кочевьях в условиях бога­той дикой природы. Такое проживание играло исключительно большую оздоровительную роль, кроме того, весенне-летние выезды на кочевья вели к биологическому санированию башкирских деревень.
  Летняя кухня строилась во дворе постоян­ных жилищ, что, несомненно, было положи­тельным явлением — в поддержании чистоты и в предупреждении появления в жилище мух, тараканов.
  В большинстве башкирских семей мебель была до   крайности   бедна, фабричная   же мебель   встречалась   лишь   у   богатого сос­ловия. Основная же масса населения довольствовалась нарами   (пике, урындьгк). Нары местному населению заменяли кровать, стулья и столы. Совместный сон на нарах, конечно, мало гигиеничен, способствовал распростра­нению целого ряда инфекционных болезней и оправдывался    лишь низким жизненным уровнем большинства башкир, когда нары бы­ли единственно доступной мебелью. Впро­чем, гигиеническая мысль народа в пользо­вании ими находила и рациональные момен­ты. По мнению башкир-аксакалов, сон    на нарах, то есть на плоской непрогибающейся постели, менее утомителен для поясничной области лиц пожилого возраста, у детей спо­собствует предупреждению искривления типа кифоза.
  Учитывалось и другое обстоятельство. Как известно, холодный воздух циркулирует над самым полом помещения — пребывание же детей и стариков на нарах в какой-то мере спасало их от переохлаждения. Рациональ­ность приема пищи на нарах усматривали is том, что во время еды тело человека разогревается и возможность переохлаждения, чаще всего наступающего через подошвы стоп, возрастает. Поэтому считали, что питание за столом с опущенными на пол ногами спо­собствует простуде; другое дело нары, на которых человек сидит подогнув ноги под себя.
  В силу этих соображений в Баймакском, Байбуллинском, Абзелиловском и др. районах Башкирии, несмотря на достаточные мате­риальные условия, отдельные пожилые люди и поныне не желают расставаться с нарами. Конечно, сегодня, когда большинство населения живет в благоустроенных домах, пользование этой примитивной мебелью является неоправданным архаизмом.
  Кроме нар, за печью (под потолком) делали специальные полки (бзндерэ). Они служили местом отдыха при переохлаждении, недомогании.
  В жилищах башкир в прошлом форточки в основном отсутствовали, что объяснялось стремлением в холодное время года не доускать утечки тепла. При необходимости вентиляции ограничивались открыванием двери. Безусловно, отсутствие форточки — гигиенический недостаток, причина которого лежала в недавнем переходе народа к оседлому образу жизни.
   У башкир не принято содержание собак жилище. Если учесть, что собаки нередко являются рассадником целого ряда инфекционных и паразитарных болезней (стригу­щий лишай, эхинококкоз и др.), то, несом­ненно, такой подход разумен.
  В целях дезодорации жилища широко практиковалось окуривание путем сжигания веток можжевельника, травы чабреца, души­цы.   Подобное окуривание помещения обяза­тельным было после тяжелобольного и смер­ти человека, плюс ко всему помещение (пол, стены, нары) подвергалось мытью с мылом, белье стиралось в горячем щелоке, вещи, пос­тельные принадлежности тщательно проветривались.
   В эмпирической санитарии башкир име­лись и своеобразные способы борьбы с бы­товыми насекомыми. Затемнение окон, поль­зование летней кухней способствовало предупреждению появления мух.
   С целью ликвидации тараканов в зимние холода на 1—2 дня жилище покидалось и не отапливалось — и насекомые вымораживались На период выполнения такой меры семьи проживала у соседей или родственников. Практиковался и следующий метод. Корзина куда клалось сено, посыпанное отрубями или мукой, ставилась в место, где водились тараканы. Через несколько дней содержнмое корзины со скопившимися там насекомым: выбрасывалось.
  Для ликвидации клопов сжигали в помещении белую полынь, иногда ею (или же коноплей) обкладывали постель. Кроме того при побелке в известь добавляли керосин. В места же выплода клопов наносили солевую кашицу на керосине — стакан поваренной соли на стакан керосина. Перед выеэдом на летнее кочевье в одном из углов жи­лища насыпали муравьиную кучу. За лето муравьи поедали клопов.
  Платяную вошь, блох в одежде, постели уничтожали путем вывешивания их в жаркой натопленной бане. От головной вши избав­лялись мытьем волос раствором древесного щелока с последующим тщательным расче­сыванием густым гребнем. Применялась и обработка волос смесью керосина с расти­тельным маслом.
  Интересно следующее наблюдение. Когда приходилось заночевать в лесу, в поле, баш­киры вокруг постели клали конскую сбрую.   Согласно гигиеническим воззрениям башкир, данная мера предохраняет постель от заползания змей — их отпугивает запах конского нота. Исходя из народного опыта, может быть, следует изыскать пахучие вещества, ими­тирующие запах конского пота, и реко­мендовать их геологам, туристам, сельско­хозяйственным работникам для обработки вокруг ночевок, в местах, где много ядови­тых змей.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
27.06.2017

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства