Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Болиголов лечит не только опухоли.


Гигиена жилища.

Главная - Из истории разных народов. - Гигиена жилища.
  Для поселения башкиры выбирали воз­вышенные места — берега рек с учетом вет­ров. Такой подход обеспечивал лучший мик­роклимат: здоровый воздух, меньшая вероят­ность для появления лихорадки (малярии).
  Брались во внимание и эстетические сто­роны. Л. Н. Толстой, Д. Н. Мамин-Сибиряк, известный музыковед С. Г. Рыбаков и др. отмечали исключительную живописность рас­положения башкирских деревень.
  При выборе места для населенного пункта имелся в виду и экономический умысел — с возвышенного места было удобнее наблю­дать за пасущимися домашними животными.
  Жилища строились постоянные и времен­ные (Калимуллин Б., 1959 и др.). Последние сооружались в расположении летних коче­вий.    Строительным материалом служило де­рево; в местах, бедных лесом, практикова­лись саманные дома и даже землянки с при­менением дерна для покрытия крыши. На летних кочевьях временным жилищем служи­ли юрты, кибитки, шалаши. Последние из­городью из жердей огораживались от до­машних животных.
  Башкиры в прошлом обычно не перего­раживали жилое помещение на комнаты. Ста­рожилы говорят, что жилище должно быть просторным. Огораживание двора забором с солидными воротами также было редким яв­лением. Надо полагать, сказывалась тради­ция многовекового кочевого образа жизни — пространственно ничем не стесненного и не ограниченного. В прошлом в башкирских деревнях лесонасаждения отсутствовали. Это и понятно, значительную часть года — весну, лето — жили на кочевьях в условиях бога­той дикой природы. Такое проживание играло исключительно большую оздоровительную роль, кроме того, весенне-летние выезды на кочевья вели к биологическому санированию башкирских деревень.
  Летняя кухня строилась во дворе постоян­ных жилищ, что, несомненно, было положи­тельным явлением — в поддержании чистоты и в предупреждении появления в жилище мух, тараканов.
  В большинстве башкирских семей мебель была до   крайности   бедна, фабричная   же мебель   встречалась   лишь   у   богатого сос­ловия. Основная же масса населения довольствовалась нарами   (пике, урындьгк). Нары местному населению заменяли кровать, стулья и столы. Совместный сон на нарах, конечно, мало гигиеничен, способствовал распростра­нению целого ряда инфекционных болезней и оправдывался    лишь низким жизненным уровнем большинства башкир, когда нары бы­ли единственно доступной мебелью. Впро­чем, гигиеническая мысль народа в пользо­вании ими находила и рациональные момен­ты. По мнению башкир-аксакалов, сон    на нарах, то есть на плоской непрогибающейся постели, менее утомителен для поясничной области лиц пожилого возраста, у детей спо­собствует предупреждению искривления типа кифоза.
  Учитывалось и другое обстоятельство. Как известно, холодный воздух циркулирует над самым полом помещения — пребывание же детей и стариков на нарах в какой-то мере спасало их от переохлаждения. Рациональ­ность приема пищи на нарах усматривали is том, что во время еды тело человека разогревается и возможность переохлаждения, чаще всего наступающего через подошвы стоп, возрастает. Поэтому считали, что питание за столом с опущенными на пол ногами спо­собствует простуде; другое дело нары, на которых человек сидит подогнув ноги под себя.
  В силу этих соображений в Баймакском, Байбуллинском, Абзелиловском и др. районах Башкирии, несмотря на достаточные мате­риальные условия, отдельные пожилые люди и поныне не желают расставаться с нарами. Конечно, сегодня, когда большинство населения живет в благоустроенных домах, пользование этой примитивной мебелью является неоправданным архаизмом.
  Кроме нар, за печью (под потолком) делали специальные полки (бзндерэ). Они служили местом отдыха при переохлаждении, недомогании.
  В жилищах башкир в прошлом форточки в основном отсутствовали, что объяснялось стремлением в холодное время года не доускать утечки тепла. При необходимости вентиляции ограничивались открыванием двери. Безусловно, отсутствие форточки — гигиенический недостаток, причина которого лежала в недавнем переходе народа к оседлому образу жизни.
   У башкир не принято содержание собак жилище. Если учесть, что собаки нередко являются рассадником целого ряда инфекционных и паразитарных болезней (стригу­щий лишай, эхинококкоз и др.), то, несом­ненно, такой подход разумен.
  В целях дезодорации жилища широко практиковалось окуривание путем сжигания веток можжевельника, травы чабреца, души­цы.   Подобное окуривание помещения обяза­тельным было после тяжелобольного и смер­ти человека, плюс ко всему помещение (пол, стены, нары) подвергалось мытью с мылом, белье стиралось в горячем щелоке, вещи, пос­тельные принадлежности тщательно проветривались.
   В эмпирической санитарии башкир име­лись и своеобразные способы борьбы с бы­товыми насекомыми. Затемнение окон, поль­зование летней кухней способствовало предупреждению появления мух.
   С целью ликвидации тараканов в зимние холода на 1—2 дня жилище покидалось и не отапливалось — и насекомые вымораживались На период выполнения такой меры семьи проживала у соседей или родственников. Практиковался и следующий метод. Корзина куда клалось сено, посыпанное отрубями или мукой, ставилась в место, где водились тараканы. Через несколько дней содержнмое корзины со скопившимися там насекомым: выбрасывалось.
  Для ликвидации клопов сжигали в помещении белую полынь, иногда ею (или же коноплей) обкладывали постель. Кроме того при побелке в известь добавляли керосин. В места же выплода клопов наносили солевую кашицу на керосине — стакан поваренной соли на стакан керосина. Перед выеэдом на летнее кочевье в одном из углов жи­лища насыпали муравьиную кучу. За лето муравьи поедали клопов.
  Платяную вошь, блох в одежде, постели уничтожали путем вывешивания их в жаркой натопленной бане. От головной вши избав­лялись мытьем волос раствором древесного щелока с последующим тщательным расче­сыванием густым гребнем. Применялась и обработка волос смесью керосина с расти­тельным маслом.
  Интересно следующее наблюдение. Когда приходилось заночевать в лесу, в поле, баш­киры вокруг постели клали конскую сбрую.   Согласно гигиеническим воззрениям башкир, данная мера предохраняет постель от заползания змей — их отпугивает запах конского нота. Исходя из народного опыта, может быть, следует изыскать пахучие вещества, ими­тирующие запах конского пота, и реко­мендовать их геологам, туристам, сельско­хозяйственным работникам для обработки вокруг ночевок, в местах, где много ядови­тых змей.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
22.10.2017

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства