Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Болиголов лечит не только опухоли.


Народные физкультурные праздники

Главная - Из истории разных народов. - Народные физкультурные праздники
     А. Н. Добролюбов писал: «Жаль, что никто из поклонников немецкой гимнастики, за неимением живого примера, не съездил к, нам в киргизские степи или в   Башкирию..; Там гимнастика процветает:    своего    рода. олимпийские игры с борьбой и лазанием на. шест и бегом взапуски повторяются периодически.
     Башкиры в историю нашей страны вошли как мужественный и свободолюбивый народ..
     Выработке выносливости, силы, ловкостг смелости у башкир дореволюционного времени, наряду с суровыми условиями полукочевого образа жизни, в немалой степени cпособствовала большая дружба с физической культурой. Приобщение к физической культуре начиналось с детства. Мальчики   7—8летнего возраста были уже прекрасными наездниками, участвовали в состязаниях. Большое распространение среди юношей    имела стрельба из лука, ходьба на лыжах, бег, плавание. Любопытно, что в выработке меткости стрельбы из лука тренировались не только на мишенях, но и на живых людях — че ловек должен был быстро среагировать отклониться от летящей стрелы. Пробивная же сила стрелы взрослого мужчины    была довольно значительной — простреливала чело­века насквозь. Тренировались в стрельбе из лука и во времи езды верхом на коне.
    Неслучайно башкирские лучники слави­лись своей меткостью, в бою они представля­ли серьезную силу.
    Физическому развитию в немалой степени способствовала и традиционная охота, и осо­бенно гонки за волком, рысью, лисой, козой и т. д. Гонки осуществлялись на коне, а зи­мой на оригинальных башкирских лыжах, снизу подшитых шкурой. Погоня на лыжах требовала    исключительно большой    силы, смелости и выносливости, иногда она продол­жалась в течение нескольких часов. Обычно в зимних гонках участвовали 2 или 3 лыжника-охотника. Один из них    преследовал зверя, а   двое (или   один) несли   одежду, продукты. Нагнав, обессиленного зверя уби­вали дубинкой. От внезапной встречи с хищ­ником у башкир выработалась своеобразная мера предосторожности. Если лошадь отка­зывалась въезжать в лес, то значит, где-то поблизости притаился крупный хищник: мед­ведь, волк.
     Чрезвычайно была развита национальная борьба. Ею, как и конным спортом, занима­лись лица мужского пола от мала до велика.    Борцы друг другу за спину перекидывали кушак, концы которого обматывали вокруг кистей. Перекидывая через себя, либо при­подняв над землей, противника несколько раз вращали и бросали навзничь, так, чтобы он коснулся лопатками земли. Из победивших в первом круге отбирались лучшие си­лачи для дальнейших состязаний. В конеч­ном счете — третьем кругу выявляли батыра чемпиона. Различные праздники (сабантуй, каргатуй, корбан байрам и др.), народные собрания (йыйын) в подлинном смысле превращались в спортивные празд­ники. Особенно внушительное зрелище пред­ставлял сабантуй. Он до революции обычно проводился перед пахотой. Праздник сопро­вождался различными состязаниями, скачка­ми, бегом в запуски до 2 км, стрельбой из лука, лазанием на шест, перетягиванием друг друга веревкой и др. Были соревнования и юмористического характера, скажем, бег в мешках, бой горшков с закрытыми глазами и т. д.
   Устраивались состязания н среди детей бо­лее старшего возраста. Победителей ожидали различные призы: за первое место на скач­ках присуждался годовалый жеребенок либо баран. Были и более скромные подарки, нап­ример, полотенце, небольшая сумма денег и т. д.
    После спортивных мероприятий   проводи­лись массовые молодежные игры, танцы, сос­тязания кураистов, певцов, танцоров. Празд­ники обычно завершались коллективным обе­дом, состоявшим чаще всего из национально­го блюда — бишбармака   (отварное нарезан­ное мясо — обычно баранина, либо конина) и домашней лапши. Некоторые башкирские праздники, например, каргатуй, устраивались только женщинами (преимущественно молоды ми) и девушками. В каргатуе могли участвовать лишь мальчики до 12-летнего возраста.   Каргатуй — весенний праздник, посвященный прилету грачей, также сопровождался различными состязаниями и играми.
    Башкирский этнограф Н. В. Бикбулато (1959) считает, что большинство башкирски праздников зародилось в далеком прошлом. На  проводимых в них состязаниях джигитов отбирались наиболее сильные, ловкие и сме­лые для военных целей. Очевидно, в этом суждении есть логика.
   Физическому развитию способствовали и различные подвижные игры в мяч, битье ша­ра, башкирский чижик, бабки, бодание коз­лят и т. д. Нередко указанными играми увле­кались и взрослые. Широко распростране­ны были башкирские танцы, пляски. Все это способствовало не только моральному, эсте­тическому, но и физическому развитию.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
24.06.2017

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства