Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Читать о болиголове еще.


Народные физкультурные праздники

Главная - Из истории разных народов. - Народные физкультурные праздники
     А. Н. Добролюбов писал: «Жаль, что никто из поклонников немецкой гимнастики, за неимением живого примера, не съездил к, нам в киргизские степи или в   Башкирию..; Там гимнастика процветает:    своего    рода. олимпийские игры с борьбой и лазанием на. шест и бегом взапуски повторяются периодически.
     Башкиры в историю нашей страны вошли как мужественный и свободолюбивый народ..
     Выработке выносливости, силы, ловкостг смелости у башкир дореволюционного времени, наряду с суровыми условиями полукочевого образа жизни, в немалой степени cпособствовала большая дружба с физической культурой. Приобщение к физической культуре начиналось с детства. Мальчики   7—8летнего возраста были уже прекрасными наездниками, участвовали в состязаниях. Большое распространение среди юношей    имела стрельба из лука, ходьба на лыжах, бег, плавание. Любопытно, что в выработке меткости стрельбы из лука тренировались не только на мишенях, но и на живых людях — че ловек должен был быстро среагировать отклониться от летящей стрелы. Пробивная же сила стрелы взрослого мужчины    была довольно значительной — простреливала чело­века насквозь. Тренировались в стрельбе из лука и во времи езды верхом на коне.
    Неслучайно башкирские лучники слави­лись своей меткостью, в бою они представля­ли серьезную силу.
    Физическому развитию в немалой степени способствовала и традиционная охота, и осо­бенно гонки за волком, рысью, лисой, козой и т. д. Гонки осуществлялись на коне, а зи­мой на оригинальных башкирских лыжах, снизу подшитых шкурой. Погоня на лыжах требовала    исключительно большой    силы, смелости и выносливости, иногда она продол­жалась в течение нескольких часов. Обычно в зимних гонках участвовали 2 или 3 лыжника-охотника. Один из них    преследовал зверя, а   двое (или   один) несли   одежду, продукты. Нагнав, обессиленного зверя уби­вали дубинкой. От внезапной встречи с хищ­ником у башкир выработалась своеобразная мера предосторожности. Если лошадь отка­зывалась въезжать в лес, то значит, где-то поблизости притаился крупный хищник: мед­ведь, волк.
     Чрезвычайно была развита национальная борьба. Ею, как и конным спортом, занима­лись лица мужского пола от мала до велика.    Борцы друг другу за спину перекидывали кушак, концы которого обматывали вокруг кистей. Перекидывая через себя, либо при­подняв над землей, противника несколько раз вращали и бросали навзничь, так, чтобы он коснулся лопатками земли. Из победивших в первом круге отбирались лучшие си­лачи для дальнейших состязаний. В конеч­ном счете — третьем кругу выявляли батыра чемпиона. Различные праздники (сабантуй, каргатуй, корбан байрам и др.), народные собрания (йыйын) в подлинном смысле превращались в спортивные празд­ники. Особенно внушительное зрелище пред­ставлял сабантуй. Он до революции обычно проводился перед пахотой. Праздник сопро­вождался различными состязаниями, скачка­ми, бегом в запуски до 2 км, стрельбой из лука, лазанием на шест, перетягиванием друг друга веревкой и др. Были соревнования и юмористического характера, скажем, бег в мешках, бой горшков с закрытыми глазами и т. д.
   Устраивались состязания н среди детей бо­лее старшего возраста. Победителей ожидали различные призы: за первое место на скач­ках присуждался годовалый жеребенок либо баран. Были и более скромные подарки, нап­ример, полотенце, небольшая сумма денег и т. д.
    После спортивных мероприятий   проводи­лись массовые молодежные игры, танцы, сос­тязания кураистов, певцов, танцоров. Празд­ники обычно завершались коллективным обе­дом, состоявшим чаще всего из национально­го блюда — бишбармака   (отварное нарезан­ное мясо — обычно баранина, либо конина) и домашней лапши. Некоторые башкирские праздники, например, каргатуй, устраивались только женщинами (преимущественно молоды ми) и девушками. В каргатуе могли участвовать лишь мальчики до 12-летнего возраста.   Каргатуй — весенний праздник, посвященный прилету грачей, также сопровождался различными состязаниями и играми.
    Башкирский этнограф Н. В. Бикбулато (1959) считает, что большинство башкирски праздников зародилось в далеком прошлом. На  проводимых в них состязаниях джигитов отбирались наиболее сильные, ловкие и сме­лые для военных целей. Очевидно, в этом суждении есть логика.
   Физическому развитию способствовали и различные подвижные игры в мяч, битье ша­ра, башкирский чижик, бабки, бодание коз­лят и т. д. Нередко указанными играми увле­кались и взрослые. Широко распростране­ны были башкирские танцы, пляски. Все это способствовало не только моральному, эсте­тическому, но и физическому развитию.
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
18.08.2017

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства