Главная -
Из истории разных народов. -
Сходство и самобытность народных методов
В дореволюционный период некоторые ученые писали о подражательном характере эмпирической медицины башкир, отрицая ее самобытность. Обоснованных доводов на этот счет нет. В то же время следует отметить, что целый ряд средств и приемов народной медицины башкир встречается и у многих других народов нашей страны и за рубежом; провести здесь какой-то водораздел трудно.
История развития человеческого общества показывает, что ни один народ не мог отделиться от другого китайской стеной. В результате торговых отношений, проникновения религиозных верований, миграции населения, войн постоянно происходили взаимообмен, взаимообогащение знаниями, культурными ценностями, обычаями и традициями, в том числе и в народной медицине.
Несомненно, эмпирическое врачевание башкир, особенно начиная с середины XVI века — со времени присоединения Башкирии к Московскому государству, развивалось в условиях контакта с богатой русской народной медициной. Ряд лекарственных средств — подорожник, лопух, душица и некоторые другие пришли к башкирам скорее всего от русских. Об этом говорят отдельные башкирские наименования растений.
Например, у башкир пользовалась и сейчас пользуется большой популярностью душица, именуемая «матрешкой». Можно смело утверждать, что башкирское название произошло от русского имени Матрена и что душица как лечебное растение заимствовано от русских. Подобное заимствование шло в бытовой санитарии и гигиене. От русских пришло к башкирам и пользование баней (Д. П. Никольский, 1899).
По территории Башкирии в прошлом проходили торговые пути из России в Китай. Поэтому не исключено влияние китайской и тибетской медицины.
Начиная с X века в Башкирию активно проникает ислам. Через деятелей религиозного культа, коран, возможно, передавалась информация о приемах и средствах восточной медицины (Глязер Г., 1969 и др.); в мусульманских духовных учебных заведениях будущих мулл знакомили с основами восточной медицины (Арипов М. А., 1965). Весьма популярны на территории нашей страны, в том числе и среди тюркских народов, были в прошлом труды знаменитого врача средневековья Абу Али Ибн Сины (Хайруллин А. Н., 1980). Если учесть значительную миграцию татар на Урал, их тесное общение с башкирами, то с большой вероятностью можно утверждать о влиянии Абу Али Ибн Сины и на народную медицину башкир.
Как известно, Русь и арабские халифаты главным образом через Византию хорошо были знакомы с медициной Древней Греции и Древнего Рима, что, возможно, способство-мало проникновению в народную медицину башкир медико-гигиенических взглядов, средств и приемов лечения Гиппократа, Галена и других знаменитых медиков античного мира.
В то же время мы не вправе исключать шмобытный характер возникновения многих аспектов народной медицины башкир. Сходного характера природно-экономические условия и потребности в лечебно-профилактических мерах могли породить и сходные приемы, средства лечения и предупреждения болезней, сохранения здоровья. Например, лекарственные травы, показания к их применению, используемые в эмпирической медицине народов России, поразительно схожи с их употреблением индейцами Америки, хотя их от России отделяют несколько тысяч километров и о каком-либо общении не может быть п речи (И. И. Левинштейн, 1963). Аналогичная ситуация самобытного зарождения народной медицины допустима и у любого другого народа, в том числе и у башкир. Впрочем, несмотря на то, что Башкирия уже давно стала одним из центральных регионов нашей страны и башкиры длительный период находятся в тесном общении с русским и другими народами России, вплоть до XX века у них сохранились в оригинальном виде отдельные лечебные средства и меры профилактики.
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
04.10.2024 |