Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Болиголов лечит не только опухоли.


Уход за телом.

Главная - Из истории разных народов. - Уход за телом.
  Мытье рук было обязательным перед едой, после их загрязнения и туалета. Для умы­вания пользовались кумганом (разновидность кувшина), в отдельных семьях были умы­вальники. Мыло фабричного производства при­менялось лишь в обеспеченных семьях. Ос­тальное население употребляло мыло домаш­него изготовления, которое получали путем кипячения подпорченного сала с древесным щелоком. Предпочитали щелок, получаемый из золы лиственницы (тсарагас) и осины (уса-к).
   Обычным было еженедельное мытье в ба­не со сменой белья. Баня готовилась и при приезде гостя. Башкирские бани в большинстве своем топились в прошлом «по-черному». Счи­тали, что при этом уменьшается вероятность угара. Строились и «белые» бани, но они, как правило, являлись привилегией богатых, мулл. В условиях летних кочевий для обще­го обмывания тела практиковались импрови­зированные бани-шалаши, покрытые войлоком, купание в многочисленных реках и озо pax Башкирии.
   Полотенце было общее для всей семьи. Безусловно, это являлось антигигиеническим моментом, могущим вести к распространению некоторых инфекционных, паразитарных бо­лезней.
  Для мытья головы женщины употребля­ли только мягкую воду — дождевую или сне­говую. Полагали, что жесткая вода плохо промывает волосы и кожу головы, способ­ствует появлению перхоти, зуда головы, более ускоренному выпадению волос. Современная наука такого же мнения. Вместо мыла при мытье головы обычно использовали древесный щелок, катык, либо курутную сыворотку. Проз­рачным древесным щелоком увлажняли во­лосы, кожу головы, через несколько минут промывали мягкой водой. Пользование ка-тыком осуществлялось так: волосы, кожу го­ловы увлажняли катыком и на 15—20 минут покрывали платком, после чего осуществля­лось тщательное промывание мягкой водой сперва чуть тепловатой, а затем более теп­лой. Аналогичным было употребление курут-ной сыворотки. Подобным уходом достига­лось хорошее промывание волос и кожи го­ловы.
  Башкирские женщины в прошлом слави­лись своими длинными густыми волосами, а перхоть, зуд были редким явлением, что в немалой степени объяснялось педантичным под­ходом к используемой воде и моющим сред­ствам.
  Волосы женщины заплетали в косы и со­держали под платком. Хождение без платка считалось неприличным, греховным. В данном лучае под религиозным запретом скрывалось рациональное начало — исключалось попада­ние волос в приготовляемую пищу.
  У мужчин было принято бритье волос головы. Согласно воззрению башкир, это спо­собствует росту волос, да и гигиеническое содержание коротких волос куда удобнее.
  Выпавшие или удаленные волосы нельзя было выбрасывать, а рекомендовалось сжи­гать. Таким же образом поступали с ногтями. Их советовали срезать, но не стричь, дабы не рассеивать, что также считалось большим грехом. Старшим детям в целях воспитания говорили о том, что попадание чьего-либо ноггя в пищу превращает его в обжору, стано­вится причиной появления водянки живота. В этом суеверии гигиеническая целесооб­разность налицо.
  В сильные холода, ветер на кожу лица наносили гусиное или конское сало, что за­щищало в определенной мере от отмороже­ния и обветривания. Интерес представляет использование жира при огрубении кожи, чувстве стягивания, болезненности ее, свя­занной с тяжелой физической работой. В бане до начала мытья в беспокоящие участ­ки тела втиралось топленое масло либо кон­ское сало, после чего человек потел, парился веником, затем мылся теплой водой и с мы­лом. Кожа становилась мягкой и эластичной, исчезали неприятные субъективные ощуще­ния.
   При уходе за полостью рта обязательным было полоскание ее после приема пищи и сна. Зубы чистили мелко истолченным древесным углем или поваренной солью. Иногда в этих целях пользовались хлебной закваской. В отдельных местах практиковалось протирание зубов корнем мордовника. В целя: дезодорации полости рта было принято полоскание отваром душицы. Зубочистки делали из стебля можжевельника, высушенны; волокон чилиги, обладающих целебными свойствами.
  Главным образом среди женщин и детей был распространен обычай жевания «серы» изготовляемой из смолы хвойных деревьев или бересты. Как отмечал еще И. И. Лепе­хин (1802), башкиры особенно увлекались серой, получаемой из смолы лиственницы. Согласно народно-гигиеническим воззрениям башкир, жевание «серы» укрепляет десны, отбеливает зубы, делает их более устойчивы­ми к заболеваниям, предупреждает появле­ние запаха изо рта. Если учесть, что сера из бересты содержит березовый деготь, который обладает канцерогенными свойствами, упот­ребление такой серы длительное время вряд ли было оправдано. Пользование же «серой» из смолы хвойных деревьев, обладающих ан­тибактериальными свойствами (Степень Р. А.,1979), имело свой резон. Готовилась она так. Собранная смола в жестяной посуде плави­лась (с доведением до кипения) на медлен­ном огне. Для придания ей мягкой консис­тенции добавлялось сливочное масло — 1 сто­ловая ложка на 1 стакан смолы. Затем смо­ла процеживалась через сито в холодную воду.   Полученные кусочки серы готовы к употреблению.
  Употребление ее может оказаться куда по­лезнее, нежели значительное увлечение в пос­ледние годы детей и молодежи жевательной резинкой, изготовляемой преимущественно из синтетических компонентов; не следует забы­вать о том, что именно синтетические вещест­ва чаще всего бывают виновниками аллергии и других серьезных недугов человеческого организма. О вредности употребления жева­тельной резинки пишет известный ученый-сто­матолог А. Рыбаков (1983).
   Довольно педантичным был уход за на­ружными гениталиями, обязательным явля­лось подмывание из специального, отдельно хранимого,: кумгана после половой связи, мочеиспускания.
  Некоторое развитие получила народная косметика. Например, с целью отбеливания лица, особенно при наличии веснушек, перед сном кожу смазывали катыком, через 10—15 минут его смывали теплой водой. Процедуру повторяли в течение нескольких дней. Мод­ницы брови, ресницы подводили древесным углем. Ногти пальцев рук красили краской, получаемой из растения бальзамин (тшна улэне). Готовилась краска так: листья, цве­ты бальзамина растирались в кашицу, кото­рая завертывалась в лист лопуха и подверга­лась брожению, после чего полученная мас­са наносилась на ногти на ночь, наклады­валась повязка. Утром красящий состав при мытье удалялся. Ногти приобретали стойкий розовый цвет.
  У башкир не было принято ношение гус­той бороды, отращивали так называемую «козлиную бородку». Как пишет И. И. Лепехин (1-802), мужчины довольно оригинальным способом проводили удаление части во­лос с лица: в участок с длинными волосами втиралсь горячая зола вместе с прочной нитью, в которую всучивались намеченные к извлечению волосы. В результате послед­ние легко удалялись.
Перед первой брачной ночью принято бы­ло купание невест в воде с добавлением в нее душистой и целебной травы чабреца, от­сюда одно из башкирских названий «жени­хова трава» (кейэу улэне).
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
17.10.2017

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства