Главная -
Из истории разных народов. -
Уход за телом.
Мытье рук было обязательным перед едой, после их загрязнения и туалета. Для умывания пользовались кумганом (разновидность кувшина), в отдельных семьях были умывальники. Мыло фабричного производства применялось лишь в обеспеченных семьях. Остальное население употребляло мыло домашнего изготовления, которое получали путем кипячения подпорченного сала с древесным щелоком. Предпочитали щелок, получаемый из золы лиственницы (тсарагас) и осины (уса-к).
Обычным было еженедельное мытье в бане со сменой белья. Баня готовилась и при приезде гостя. Башкирские бани в большинстве своем топились в прошлом «по-черному». Считали, что при этом уменьшается вероятность угара. Строились и «белые» бани, но они, как правило, являлись привилегией богатых, мулл. В условиях летних кочевий для общего обмывания тела практиковались импровизированные бани-шалаши, покрытые войлоком, купание в многочисленных реках и озо pax Башкирии.
Полотенце было общее для всей семьи. Безусловно, это являлось антигигиеническим моментом, могущим вести к распространению некоторых инфекционных, паразитарных болезней.
Для мытья головы женщины употребляли только мягкую воду — дождевую или снеговую. Полагали, что жесткая вода плохо промывает волосы и кожу головы, способствует появлению перхоти, зуда головы, более ускоренному выпадению волос. Современная наука такого же мнения. Вместо мыла при мытье головы обычно использовали древесный щелок, катык, либо курутную сыворотку. Прозрачным древесным щелоком увлажняли волосы, кожу головы, через несколько минут промывали мягкой водой. Пользование ка-тыком осуществлялось так: волосы, кожу головы увлажняли катыком и на 15—20 минут покрывали платком, после чего осуществлялось тщательное промывание мягкой водой сперва чуть тепловатой, а затем более теплой. Аналогичным было употребление курут-ной сыворотки. Подобным уходом достигалось хорошее промывание волос и кожи головы.
Башкирские женщины в прошлом славились своими длинными густыми волосами, а перхоть, зуд были редким явлением, что в немалой степени объяснялось педантичным подходом к используемой воде и моющим средствам.
Волосы женщины заплетали в косы и содержали под платком. Хождение без платка считалось неприличным, греховным. В данном лучае под религиозным запретом скрывалось рациональное начало — исключалось попадание волос в приготовляемую пищу.
У мужчин было принято бритье волос головы. Согласно воззрению башкир, это способствует росту волос, да и гигиеническое содержание коротких волос куда удобнее.
Выпавшие или удаленные волосы нельзя было выбрасывать, а рекомендовалось сжигать. Таким же образом поступали с ногтями. Их советовали срезать, но не стричь, дабы не рассеивать, что также считалось большим грехом. Старшим детям в целях воспитания говорили о том, что попадание чьего-либо ноггя в пищу превращает его в обжору, становится причиной появления водянки живота. В этом суеверии гигиеническая целесообразность налицо.
В сильные холода, ветер на кожу лица наносили гусиное или конское сало, что защищало в определенной мере от отморожения и обветривания. Интерес представляет использование жира при огрубении кожи, чувстве стягивания, болезненности ее, связанной с тяжелой физической работой. В бане до начала мытья в беспокоящие участки тела втиралось топленое масло либо конское сало, после чего человек потел, парился веником, затем мылся теплой водой и с мылом. Кожа становилась мягкой и эластичной, исчезали неприятные субъективные ощущения.
При уходе за полостью рта обязательным было полоскание ее после приема пищи и сна. Зубы чистили мелко истолченным древесным углем или поваренной солью. Иногда в этих целях пользовались хлебной закваской. В отдельных местах практиковалось протирание зубов корнем мордовника. В целя: дезодорации полости рта было принято полоскание отваром душицы. Зубочистки делали из стебля можжевельника, высушенны; волокон чилиги, обладающих целебными свойствами.
Главным образом среди женщин и детей был распространен обычай жевания «серы» изготовляемой из смолы хвойных деревьев или бересты. Как отмечал еще И. И. Лепехин (1802), башкиры особенно увлекались серой, получаемой из смолы лиственницы. Согласно народно-гигиеническим воззрениям башкир, жевание «серы» укрепляет десны, отбеливает зубы, делает их более устойчивыми к заболеваниям, предупреждает появление запаха изо рта. Если учесть, что сера из бересты содержит березовый деготь, который обладает канцерогенными свойствами, употребление такой серы длительное время вряд ли было оправдано. Пользование же «серой» из смолы хвойных деревьев, обладающих антибактериальными свойствами (Степень Р. А.,1979), имело свой резон. Готовилась она так. Собранная смола в жестяной посуде плавилась (с доведением до кипения) на медленном огне. Для придания ей мягкой консистенции добавлялось сливочное масло — 1 столовая ложка на 1 стакан смолы. Затем смола процеживалась через сито в холодную воду. Полученные кусочки серы готовы к употреблению.
Употребление ее может оказаться куда полезнее, нежели значительное увлечение в последние годы детей и молодежи жевательной резинкой, изготовляемой преимущественно из синтетических компонентов; не следует забывать о том, что именно синтетические вещества чаще всего бывают виновниками аллергии и других серьезных недугов человеческого организма. О вредности употребления жевательной резинки пишет известный ученый-стоматолог А. Рыбаков (1983).
Довольно педантичным был уход за наружными гениталиями, обязательным являлось подмывание из специального, отдельно хранимого,: кумгана после половой связи, мочеиспускания.
Некоторое развитие получила народная косметика. Например, с целью отбеливания лица, особенно при наличии веснушек, перед сном кожу смазывали катыком, через 10—15 минут его смывали теплой водой. Процедуру повторяли в течение нескольких дней. Модницы брови, ресницы подводили древесным углем. Ногти пальцев рук красили краской, получаемой из растения бальзамин (тшна улэне). Готовилась краска так: листья, цветы бальзамина растирались в кашицу, которая завертывалась в лист лопуха и подвергалась брожению, после чего полученная масса наносилась на ногти на ночь, накладывалась повязка. Утром красящий состав при мытье удалялся. Ногти приобретали стойкий розовый цвет.
У башкир не было принято ношение густой бороды, отращивали так называемую «козлиную бородку». Как пишет И. И. Лепехин (1-802), мужчины довольно оригинальным способом проводили удаление части волос с лица: в участок с длинными волосами втиралсь горячая зола вместе с прочной нитью, в которую всучивались намеченные к извлечению волосы. В результате последние легко удалялись.
Перед первой брачной ночью принято было купание невест в воде с добавлением в нее душистой и целебной травы чабреца, отсюда одно из башкирских названий «женихова трава» (кейэу улэне).
- Комментировать ВКонтакте
- Комментировать на Facebook
07.10.2024 |