Новые Пути.


О здоровье издревле до наших дней.



 Меню


психомоторикаклуб Подвальчик


 Последние новости
Новость от 11.02.2014 г.
Функционал улучшен

Добавили модули комментариев

...

Избранное
Сборы для лечения щитовидной железы.
Читать о болиголове еще.


Уход за телом.

Главная - Из истории разных народов. - Уход за телом.
  Мытье рук было обязательным перед едой, после их загрязнения и туалета. Для умы­вания пользовались кумганом (разновидность кувшина), в отдельных семьях были умы­вальники. Мыло фабричного производства при­менялось лишь в обеспеченных семьях. Ос­тальное население употребляло мыло домаш­него изготовления, которое получали путем кипячения подпорченного сала с древесным щелоком. Предпочитали щелок, получаемый из золы лиственницы (тсарагас) и осины (уса-к).
   Обычным было еженедельное мытье в ба­не со сменой белья. Баня готовилась и при приезде гостя. Башкирские бани в большинстве своем топились в прошлом «по-черному». Счи­тали, что при этом уменьшается вероятность угара. Строились и «белые» бани, но они, как правило, являлись привилегией богатых, мулл. В условиях летних кочевий для обще­го обмывания тела практиковались импрови­зированные бани-шалаши, покрытые войлоком, купание в многочисленных реках и озо pax Башкирии.
   Полотенце было общее для всей семьи. Безусловно, это являлось антигигиеническим моментом, могущим вести к распространению некоторых инфекционных, паразитарных бо­лезней.
  Для мытья головы женщины употребля­ли только мягкую воду — дождевую или сне­говую. Полагали, что жесткая вода плохо промывает волосы и кожу головы, способ­ствует появлению перхоти, зуда головы, более ускоренному выпадению волос. Современная наука такого же мнения. Вместо мыла при мытье головы обычно использовали древесный щелок, катык, либо курутную сыворотку. Проз­рачным древесным щелоком увлажняли во­лосы, кожу головы, через несколько минут промывали мягкой водой. Пользование ка-тыком осуществлялось так: волосы, кожу го­ловы увлажняли катыком и на 15—20 минут покрывали платком, после чего осуществля­лось тщательное промывание мягкой водой сперва чуть тепловатой, а затем более теп­лой. Аналогичным было употребление курут-ной сыворотки. Подобным уходом достига­лось хорошее промывание волос и кожи го­ловы.
  Башкирские женщины в прошлом слави­лись своими длинными густыми волосами, а перхоть, зуд были редким явлением, что в немалой степени объяснялось педантичным под­ходом к используемой воде и моющим сред­ствам.
  Волосы женщины заплетали в косы и со­держали под платком. Хождение без платка считалось неприличным, греховным. В данном лучае под религиозным запретом скрывалось рациональное начало — исключалось попада­ние волос в приготовляемую пищу.
  У мужчин было принято бритье волос головы. Согласно воззрению башкир, это спо­собствует росту волос, да и гигиеническое содержание коротких волос куда удобнее.
  Выпавшие или удаленные волосы нельзя было выбрасывать, а рекомендовалось сжи­гать. Таким же образом поступали с ногтями. Их советовали срезать, но не стричь, дабы не рассеивать, что также считалось большим грехом. Старшим детям в целях воспитания говорили о том, что попадание чьего-либо ноггя в пищу превращает его в обжору, стано­вится причиной появления водянки живота. В этом суеверии гигиеническая целесооб­разность налицо.
  В сильные холода, ветер на кожу лица наносили гусиное или конское сало, что за­щищало в определенной мере от отмороже­ния и обветривания. Интерес представляет использование жира при огрубении кожи, чувстве стягивания, болезненности ее, свя­занной с тяжелой физической работой. В бане до начала мытья в беспокоящие участ­ки тела втиралось топленое масло либо кон­ское сало, после чего человек потел, парился веником, затем мылся теплой водой и с мы­лом. Кожа становилась мягкой и эластичной, исчезали неприятные субъективные ощуще­ния.
   При уходе за полостью рта обязательным было полоскание ее после приема пищи и сна. Зубы чистили мелко истолченным древесным углем или поваренной солью. Иногда в этих целях пользовались хлебной закваской. В отдельных местах практиковалось протирание зубов корнем мордовника. В целя: дезодорации полости рта было принято полоскание отваром душицы. Зубочистки делали из стебля можжевельника, высушенны; волокон чилиги, обладающих целебными свойствами.
  Главным образом среди женщин и детей был распространен обычай жевания «серы» изготовляемой из смолы хвойных деревьев или бересты. Как отмечал еще И. И. Лепе­хин (1802), башкиры особенно увлекались серой, получаемой из смолы лиственницы. Согласно народно-гигиеническим воззрениям башкир, жевание «серы» укрепляет десны, отбеливает зубы, делает их более устойчивы­ми к заболеваниям, предупреждает появле­ние запаха изо рта. Если учесть, что сера из бересты содержит березовый деготь, который обладает канцерогенными свойствами, упот­ребление такой серы длительное время вряд ли было оправдано. Пользование же «серой» из смолы хвойных деревьев, обладающих ан­тибактериальными свойствами (Степень Р. А.,1979), имело свой резон. Готовилась она так. Собранная смола в жестяной посуде плави­лась (с доведением до кипения) на медлен­ном огне. Для придания ей мягкой консис­тенции добавлялось сливочное масло — 1 сто­ловая ложка на 1 стакан смолы. Затем смо­ла процеживалась через сито в холодную воду.   Полученные кусочки серы готовы к употреблению.
  Употребление ее может оказаться куда по­лезнее, нежели значительное увлечение в пос­ледние годы детей и молодежи жевательной резинкой, изготовляемой преимущественно из синтетических компонентов; не следует забы­вать о том, что именно синтетические вещест­ва чаще всего бывают виновниками аллергии и других серьезных недугов человеческого организма. О вредности употребления жева­тельной резинки пишет известный ученый-сто­матолог А. Рыбаков (1983).
   Довольно педантичным был уход за на­ружными гениталиями, обязательным явля­лось подмывание из специального, отдельно хранимого,: кумгана после половой связи, мочеиспускания.
  Некоторое развитие получила народная косметика. Например, с целью отбеливания лица, особенно при наличии веснушек, перед сном кожу смазывали катыком, через 10—15 минут его смывали теплой водой. Процедуру повторяли в течение нескольких дней. Мод­ницы брови, ресницы подводили древесным углем. Ногти пальцев рук красили краской, получаемой из растения бальзамин (тшна улэне). Готовилась краска так: листья, цве­ты бальзамина растирались в кашицу, кото­рая завертывалась в лист лопуха и подверга­лась брожению, после чего полученная мас­са наносилась на ногти на ночь, наклады­валась повязка. Утром красящий состав при мытье удалялся. Ногти приобретали стойкий розовый цвет.
  У башкир не было принято ношение гус­той бороды, отращивали так называемую «козлиную бородку». Как пишет И. И. Лепехин (1-802), мужчины довольно оригинальным способом проводили удаление части во­лос с лица: в участок с длинными волосами втиралсь горячая зола вместе с прочной нитью, в которую всучивались намеченные к извлечению волосы. В результате послед­ние легко удалялись.
Перед первой брачной ночью принято бы­ло купание невест в воде с добавлением в нее душистой и целебной травы чабреца, от­сюда одно из башкирских названий «жени­хова трава» (кейэу улэне).
  • Комментировать ВКонтакте
  • Комментировать на Facebook
11.12.2017

Реклама
Обучение рунам
S.B.E.N.
Баннерный Круг Единства